Погони и перестрелки на Днепре: репортаж со съемок детективного сериала с элементами экшн
В Лоевском районе киностудия “Беларусьфильм” снимала продолжение известного советского сериала “Государственная граница”. Корреспонденты “ГП” на месте ознакомились с процессом создания новой телевизионной картины.
После дождичка в четверг
В минувший четверг под дождем съемочная группа “Беларусьфильма” вместе с известным белорусским режиссером Игорем Четвериковым ждала у Днепра погоды. Если позволит небесная канцелярия, то за день-два будут отсняты последние планы ленты, и вся команда сразу вернется в Минск, пояснила второй режиссер Ольга Александрович. У девушки в руках небольшая рация. Из динамика слышны не довольные погодой голоса работников различных кинослужб. А они разбросаны за десятки метров друг от друга. Где-то за деревьями теряются гримеры. Рядом артисты в армейской форме и реальные военнослужащие Гомельского погранотряда. В лодке на реке страхуют сотрудники ОСВОДа.
Работа над новым фильмом “Государственной границы” началась в конце июля на базе пограничных катеров Гомельской погрангруппы традиционным разбиванием тарелочки с названием ленты о штатив камеры. Вблизи белорусско-украинской границы снимали одни из самых зрелищных моментов картины с гонками на катерах и стрельбой. Рабочее название эпизода “Легенды ОСАМ”. Это аббревиатура сначала сбивает с толку, но расшифровывается так: отдельная служба активных мероприятий. Киношники особо не раскрывали сюжет фильма. Понятно, не хотят терять зрителя. И все же, как удалось узнать, речь идет о пресечении белорусским пограничным спецназом канала поставки крупной партии оружия в конце минувшего тысячелетия.
Усиление выразительности
Авторы сценария пошли на определенное художественное преувеличение для зрелищности картины, заметил консультант фильма с 30-летним пограничным стажем Алексей Тикунов. Почему нет? Ведь это художественная картина. На наших глазах он учил актеров сидеть в засаде и вести наблюдение. Настоятельно по просил постричься одного из них, так как у солдата не может быть длинных волос. В ношении формы, оружия и в других особенностях ратной службы некоторые актеры уступали штатным бойцам. Тогда попробовали снять настоящих пограничников, и у них отлично получилось. Военнослужащий Олег Выгляд так профессионально управлял катером, что его поставили в кадр вместо актера. Правда, для этого пограничнику пришлось сменить лейтенантские погоны на мичманские. Кстати, для “Беларусьфильма” наши пограничники специально восстановили старый патрульный катер “Аист”. В общем, оказывали всяческое содействие. За что создатели фильма “Государственная граница” им премного благодарны. Тепло отзывалась съемочная группа и о другом консультанте — помощнике командира Гомельской пограничной группы Дмитрии Уклейко.
На фильм работали и реальная государственная граница, и настоящие казармы, и боевое оружие. Помогли даже местные жители, которых также пригласили принять участие в массовых съемках. По мнению режиссера, они успешно справились с творческим заданием.
Хороший злодей
А вот главные роли белорусских пограничников исполняют россияне Андрей Фролов и Михаил Мартьянов. По словам актеров, у нас они чувствуют себя очень комфортно. А на хороших съемках вообще нет разницы, в какой стране они проходят. Известный своими положительными ролями в кино белорусский актер Павел Харланчук (кстати, уроженец Гомеля) примерил на себя образ злодея. Его природную доброту выдавали глаза. Их “обозлили” особыми контактными линзами, выдали секрет творческие работники. Не обошлось тут и без усилий самого актера, который проявил новые грани таланта. Заверяют, что получился хороший злодей. Это не советское кино, подчеркивает режиссер Игорь Четвериков. Здесь нет чисто положительных или чисто отрицательных героев. В каждом постарались найти человеческую живую линию, чтобы каждый был интересен зрителю. Он называет продолжение “Государственной границы” детективом с человеческим лицом. Режиссер “Смертельного танца”, “Сетевой угрозы”, “Иллюзии охоты”, “Тени самурая” поделился, что в творческом плане эта работа для него новая ступень, причем отличная от того, что он делал раньше. Что получилось, судить зрителю, предположительно, в следующем году. Планируется, что работа над двумя фильмами по две серии завершится в конце этого года. В отечественном проекте “Государственной границы”, как и в советском, 16 серий.
Приверженцы натуры
Общение резко прервалось, когда из-за тучи появился первый луч солнца. Тут же всё зашевели лось, и начался непонятный на первый взгляд процесс. Лодочник бегал с пистолетом и кричал, пограничники сидели в дозоре, еще один герой светил фонариком на другой берег Днепра. Фрагменты снимались вразнобой, но при монтаже их сведут в одну логическую цепочку. Когда за метров сто от площадки кто-то засмеялся, чувствительный микрофон уловил звук. Оператор сообщил, что дубль испорчен — надо переснимать. По ведение далеких зрителей вызвало общее негодование до этого молчаливой творческой группы. На съемочной площадке десятки работников, но во время работы камеры все, кроме артистов и операторов, замирали. Нам также запретили говорить, ходить, фотографировать. Все фотографии сделаны между дублями.