На границе: в условиях усиленного режима
На службе по защите Отечества есть много профессий, но именно пограничники — тот первый рубеж, охраняющий наш мир и покой. В преддверии праздника журналист «Маяка» побывала на белорусско-украинской границе и взяла интервью у лучшего начальника отделения погранконтроля Гомельской пограничной группы майора Александра Смоляка.

Александр Смоляк окончил институт пограничной службы Республики Беларусь в 2015 году и по распределению был назначен на должность заместителя начальника смены в отделение пограничного контроля «Комарин». Там прослужил около двух лет, после чего был назначен начальником смены в тогда еще существовавшее отделение пограничного контроля «Терюха», находившееся на одноименной железнодорожной станции. Как вспоминает Александр Сергеевич, там было достаточно интересно работать: по маршруту шли поезда «Минск – Одесса». В летний период пассажиров было очень много — доходило до тысячи человек в одном только поезде.
Вообще места службы майора Смоляка можно перечислять долго: талантливого и способного офицера быстро заметили и перемещали из одного подразделения Гомельской пограничной группы в другое, неизменно повышая по карьерной лестнице.
— Пограничная служба очень интересная и тесно связана с людьми, пересекающими границу. За годы службы бывало всякое. Однажды даже обнаружили старые монеты Российской империи, которые контрабандой пытались ввезти в Беларусь, спрятав в конструктивных особенностях автобуса. Сейчас они находятся в одном из музеев Беларуси, — рассказал Александр Сергеевич.
На вопрос, почему же именно пограничная служба стала делом его жизни, Александр Смоляк отвечает просто: увидел, как работают коллеги, и понял, что ему нравится эта служба.
— Где-то примерно в классе седьмом поехал в первый раз за границу и именно после увиденного там загорелся идеей стать пограничником. Много готовился к поступлению, тренировался к сдаче нормативов. Ведь желающих много, а требования, в том числе по физической подготовке и здоровью, очень жесткие. Так что тем, кто хочет поступать на пограничную службу, нужно понимать, что просто так, без подготовки, не пройти, — отметил Александр Смоляк.
Хотя, несмотря на все сложности, в органах пограничной службы охраняют государственную границу и женщины. Одна из них — супруга Александра Смоляка, которая сейчас находится в декретном отпуске. У семьи двое детей: дочери четыре года, а сыну всего годик.
Возвращаясь к работе пункта пропуска «Новая Гута», кто-то может удивиться: ведь белорусско-украинская граница закрыта. Чем там могут заниматься пограничники? И глубоко ошибется: этот пункт пропуска, как и все на границе с Украиной, не прекращал своей работы ни на минуту. Сопредельная сторона, действительно, закрыла все свои въезды и выезды. Но белорусские пограничники продолжают прилежно нести службу по охране Государственной границы и готовы осуществить пограничный контроль в любую минуту в случае начала пропуска украинской стороной через границу лиц и транспортных средств.
До специальной военной операции движение на пункте пропуска было очень насыщенным. Все потому, что отделение пограничного контроля «Новая Гута» расположено на международной трассе с транспортным сообщением между Санкт-Петербургом и Одессой и в период отпусков это направление было весьма популярно. Как рассказал Александр Смоляк, в летний период число лиц, пересекающих границу, достигало около 17 тысяч человек в сутки.
— В самом начале Российской специальной военной операции в Украине через наш пункт пропуска с сопредельной стороны проходило большое количество украинских граждан, ищущих в Беларуси убежища и защиты. Всем им оказывалась помощь, предоставлялись необходимые продукты питания, вода и медикаменты. Прямо возле пункта пропуска была расположена палатка Красного Креста, где постоянно работали волонтеры, — вспоминает Александр Сергеевич.
Сейчас на пункте пропуска непривычно тихо, нет машин и людей, но пограничники не теряют надежды, что когда-нибудь ситуация изменится и добрососедские отношения между Беларусью и Украиной будут восстановлены.
Виктория ФУТРИНА.
Фото автора.