На границах Беларуси

Узнали, кто и как пересекает границу в пункте пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе

15.07.2024 6286

Источник: ostrovets.by

Недавно стала свидетелем разговора, что литовская сторона не разрешает ничего ввозить в страну из Беларуси – и людям приходится выбрасывать приобретённые здесь товары. Причём под литовские санкции попадает всё: не хотите выбрасывать – можете съесть. Неужели это так? И даже хлеб надо отправить в мусорку, чтобы попасть в страну ЕС? Побывали в пункте пропуска «Каменный Лог», пообщались с гражданами разных стран, пересекающими границу, и вот что узнали. Огромная очередь

Узнали, кто и как пересекает границу в пункте пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе

Все, с кем удалось поговорить в этот день, отмечали самое главное неудобство – огромную очередь, которая скопилась перед литовским пунктом пропуска «Мядининкай». Люди стоят до 35 часов – и это не предел.

Почему так? Большинство комментировать отказывается. Но причина, на мой взгляд, на поверхности. Во-первых, в последнее время закрыли ряд пунктов пропуска: из трёх ближайших к Островецкому району работает только «Мядининкай» -- сопредельный ему белорусский «Каменный Лог». Соответственно, вся нагрузка легла на него. Во-вторых, и это уже из разговора с пересекающими границу, в день нашего визита на литовской таможне работал только один сотрудник.

– Мы белорусы, работаем в Литве. Родственник умер – едем по такому нерадостному поводу в Беларусь. Очередь очень большая – простояли больше суток. Причину этого никто не говорит. Теперь на литовской таможне работал только один человек. Может, в отпуска все ушли, – рассказывает одна из пересекающих границу. – Днём быстрее шли машины, ночью медленнее – всё, наверное, зависит от числа людей, обслуживающих пункт пропуска.

Женщина говорит, что очередь перед литовским пунктом пропуска более 2-х километров. Создаётся она ещё и потому, что теперь всем приходится ехать по красному коридору – проверка идёт долго.

– Хотя мы везём только личные вещи, а машина у нас на литовских номерах. Раньше было удобнее – таможню проходили не все, потому что работал зелёный канал. В прошлый раз возвращались через Латвию, там очереди не было и проехали быстро, – рассказывает женщина. – Как поедем обратно, пока не решили. Один сотрудник на литовской границе не справляется – и ему тяжело, и тем, кто стоит в длительном ожидании, – и это при том, что работник таможни старался работать быстро.

С пустым багажником

Семье М. при пересечении границы повезло больше. У них маленький ребёнок, поэтому есть возможность не стоять в очереди. И таким приоритетом они с радостью пользуются.

– Быстро прошли – на форумах читал, что люди стоят по 2 суток. Сколько раз ездил, впервые такую очередь видел: машины заканчиваются далеко за поворотом на Мядининкай, – рассказывает глава семьи. – В Беларуси у нас живут бабушки и дедушки – везём детей погостить. Через 2 недели будем забирать. Если останется такая же ситуация, придётся ехать через Латвию или автобусом. На машине без детей быстро пересечь границу нереально.

Мужчина вспоминает, что до рождения дочек и самому приходилось стоять в очереди на границе не один час – и ему тоже не нравилось, когда кто-то его объезжал.

– Конечно, народ нервничает. Подходят, спрашивают, чего ты едешь, – и их можно понять. Отстоишь 2-е суток на таком солнце – а тут кто-то оказался впереди тебя, – рассказывает папа двух девочек. – Люди так и пишут на форумах: стану и никого не пропущу. Слышал, доходило до того, что полицию приходилось вызывать.

Сетует мужчина и на то, что теперь литовская сторона не разрешает ничего ввозить, поэтому ничего и не покупает в Беларуси.

– Говорят, что всё запретили. И не везу, чтобы вопросов не было. Раньше бабушка давала закатки, что-то покупали, теперь ничего не берём, -- говорит литовец. – Почему так, понятно: политика. В итоге страдают люди. Мы, простой народ, ничего не сделаем. Остаётся ждать и надеяться на лучшее. Очень хочется верить, что всё нормализуется.

Еду я на Родину

Семья Л. перед отъездом в Беларусь тоже изучала обстановку на границе. И хотя ехали из Польши, для пересечения выбрали «Мядининкай – Каменный Лог». Причин тому было несколько.

– Во-первых, очередь здесь меньше. Во-вторых, дети возвращаются в Беларусь на постоянное место жительства, – улыбается счастливая мама. – И с вещами, которые они везут, хотя это их личные вещи, мы можем ехать только через Литву. Через Польшу нельзя – оформляют возврат.

Женщина отмечает, что нововведения при пересечении польско-белорусской границы были опубликованы 4 июля, а уже 8-го они вступили в силу – и запрещают провоз вещей без соответствующих документов либо купленных после 4 июля.

– Как думаете, для чего это сделано? – интересуемся мы.

– Ответ очевиден: чтобы создать проблемы обычным людям и, возможно, сократить очереди на границе, – рассуждает белоруска. – Так как везём мы кое-что из бытовой техники, компьютер, цифровой фотоаппарат, которыми дети пользовались несколько лет, а документов на них нет – никто ж не знал, что такое введут, – проще было ехать здесь. Плюс у нас кот – на него тоже нужны документы. Но, надеюсь, все наши приключения скоро закончатся. Простояли долго – в первый раз такое. Но довольны, что возвращаемся домой.

– Дети жили в Европе в нескольких странах – и приняли решение вернуться в Беларусь. Ситуация там непонятная. Сын закончил в Брно технологический университет, но столкнулся с проблемой получить работу по специальности, вопросы были в том числе и потому, что из Беларуси и конкурентоспособность другая. Он много где работал, закончилось тем, что пошёл в грузоперевозчики – а с закрытием границ вся эта система начала давать сбой, – рассказывает женщина. – Невестка полька, у неё среднее специальное образование – работала в бьюти-сфере. Вроде и неплохо всё складывалось, но тоже были вопросы.

После Чехии семья переехала в Польшу, а сейчас решила вернуться домой.

– Все знают, что лучше всего на Родине, поэтому и возвращаются, – улыбается белоруска.

Палки в колёса

Марк россиянин. Жил и в Калининграде, и за границей. Много работал, недавно вышел на пенсию – пришла пора отдохнуть. А отдыхает мужчина «на колёсах» – путешествует по разным странам на мотоцикле.

К слову, пересекают граждане границу на таком транспорте без очереди.

– Мне палки в колёса не поставишь, – отшучивается мужчина, – у меня диски литые. А если не в буквальном смысле, то байкеры по всему миру помогают друг другу. Никаких препятствий нигде нет. Мотоцикл у меня на российских номерах, еду к друзьям в Псков на фестиваль байкеров.

Россиянин отмечает, что в Калининграде всё хорошо. О проблемах с пересечением границы он, конечно, слышал, но сам в очереди никогда не стоял.

– Конечно, пытаются блокировать грузы. Но ничего у них не получается. Мы же тоже можем блокировать Балтийское море, электричество и газ им отрубить – всё можем. Они это знают прекрасно, поэтому никаких проблем они нам не создадут, – считает байкер.

Что с фурами...

Водитель большегруза Анатолий живёт в Беларуси, работает перевозчиком от Узбекистана.

– Еду из Литвы, везу запчасти. Долго, тяжело, душно, жарко… В 6 вечера вчера (10 июля) выехал из накопителя и только сейчас доехал до белорусского шлагбаума (на часах 10.33. – Прим. авт.) – вчера вообще практически никого не принимали. Говорят, придумали какой-то новый пакет санкций – и поэтому получается такая медленная работа, – размышляет перевозчик.

Анатолий отмечает, что в последнее время при пересечении границы запрашивают множество документов – причём большинство из них никому по сути не нужны.

– Теперь надо больше документов всяких, писем бесполезных, в которых говорится, что товар не пойдёт в Россию или Беларусь. Это мелочь, которая, как говорится, пишется на коленях, но она нужна, чтобы пересечь границу без проблем. Все ж понимают, что не от таможни это зависит. Всё это сверху спускается – вот и весь бизнес. А литовцы как не пускали, так и не пускают – 1-2 машины пройдут, а потом снова тянут время, – рассказывает водитель.

… и автобусами?

Число автобусов на пункте пропуска тоже возросло. Связано это, в первую очередь, с летним периодом: желающих выехать на отдых меньше не становится.

– Белорусские пограничники и таможенники работают на износ. Я иногда поражаюсь, как они на ногах стоят. Автобусы идут каждые полчаса. В каждом – более 50 человек. И за 40 минут они умудряются всех оформить, – говорит водитель.

Хотя недовольных пассажиров много. Не всем удаётся пересечь границу без проблем.

– Многие везут товар, хотя их и предупреждаем, что можно брать, что – нельзя. Приходится выбрасывать или платить пошлину. Есть и такие, кто едет без визы, а ведь безвизовый режим действует не для всех и не на всех пунктах пропуска. Некоторым объясняешь, что они могут вылететь только через аэропорт, – не слушают. Из-за таких тоже случаются задержки на границе, – рассуждает водитель автобуса. – А таможня работает идеально, с пограничниками проблем нет.

Компетентно

Олег Даргель, заместитель начальника отделения пограничного контроля «Каменный Лог»:

– Военнослужащие отделения пограничного контроля «Каменный Лог» работают в штатном режиме. На 11 июля очередь легковых автомобилей составляла 130 единиц, грузовых – 410.

За прошедшие сутки сопредельной стороной принято всего 71 грузовое транспортное средство – 14% от нормы пропускной способности (500. – Прим. авт.). Если брать по среднему количеству, то это от 1-го до 5-ти автомобилей в час. На въезд в Республику Беларусь за сутки проследовало 128 грузовых машин, хотя норма такая же: 500.

На въезд в РБ полоса пустая: приезжают – сразу оформляем.

По автобусам очередей нет – тоже работаем с ними быстро. Сопредельная сторона в среднем в час берёт 1 автобус. В сутки через пункт пропуска проходит от 35-ти до 45 автобусов. Такой вид транспорта для многих граждан – возможность проехать без суточных простоев в очереди.

Не стоит забывать и о том, что соседние пункты пропуска – «Котловка» и «Лоша» – закрыты. Ближайший к нам «Бенякони» – и там наблюдается похожая ситуация.

Текст: Елена Ярошевич

Фото: Елена Ярошевич