На границах Беларуси

Очередь исчисляется километрами, а ожидание превышает неделю. О ситуации на границе в пункте пропуска «Бенякони»

07.12.2023 2267

В пунктах пропуска на белорусско-литовской границе из грузовых автомобилей образовались большие пробки. Заложниками ситуации стали тысячи дальнобойщиков из разных стран. Журналисты «ЛидаМедиаКомпании» побывали в Беняконях. На литовском направлении с приемом авто сопредельной стороной ситуация сложная.

Очередь исчисляется километрами, а ожидание превышает неделю. О ситуации на границе в пункте пропуска «Бенякони»

– За последние сутки, 5 декабря, литовцы в пункте пропуска «Шальчининкай» (с белорусской стороны «Бенякони») приняли 47 процентов прибывшего из Беларуси транспорта, а в «Мядининкае» (с белорусской – «Каменный Лог») – и вовсе 19 процентов, – отмечает начальник таможенного поста «Бенякони» Олег ПАРАЩЕНКО. – Сейчас в ожидании въезда в Литву в четырех пунктах пропуска стоит порядка 1800 авто. Очереди грузовиков, следующих через пункты пропуска «Бенякони» и «Каменный Лог», достигают критических отметок уже больше месяца.


Официальный представитель Лидского погранотряда Денис ПЕТРОВСКИЙ информацию о том, что литовская сторона игнорирует установленные нормы пропуска, подтвердил:

– За последнюю неделю литовская сторона в пункте пропуска «Шальчининкай» продолжает оформлять порядка 40-50 процентов грузовых транспортных средств от установленной нормы. В связи с чем наблюдаются очереди и недовольство грузоперевозчиков растет. Белорусской стороной предпринимаются все возможные меры по нормализации пропуска, а также по созданию условий комфортного и быстрого пересечения границы для граждан Республики Беларусь и гостей нашей страны.

Журналистам «ЛидаМедиаКомпании» удалось побеседовать с некоторыми застрявшими на белорусско-литовской границе дальнобойщиками.

В Беларусь в очереди – сутки, обратно – неделю

Георгий из Болгарии за баранкой фуры провел 32 года своей жизни, говорит, через месяц пойдет на пенсию. Был в Сирии, Иране, странах Европы, исколесил всю Россию. В Беларусь из Болгарии привез к новогодним праздникам мандарины. Прицеп с оранжевыми фруктами, которые украсят праздничный стол не одной белорусской семьи, поехал на Минск, а сам водитель направился назад. Да не тут-то было. Если, пересекая литовско-белорусскую границу водитель большегруза уложился в сутки, то обратно ему пришлось провести в ожидании – целых семь. Хорошо, что товар уже отгружен, отмечает водитель.

В очереди большегрузов восьмой день стоит и Кэлин. Он из Беларуси в Молдавию везет картошку. За перевозимый товар водитель переживает, и для того, чтобы картофель не испортился, в кузове фуры старается поддерживать оптимальную температуру. О злоключениях на границе родные дальнобойщика в курсе: связь с близкими Кэлин держит по Интернету, благо расценки на мобильную связь, по словам шофера, в Беларуси доступные.

По наблюдениям Сергея, который также работает водителем грузового автомобиля и достаточно часто ездит из Беларуси в Германию, ситуация на пункте пропуска «Бенякони» ухудшилась месяца два назад. Очереди большегрузов стали заметно длиннее и куда как медленнее. Хорошо, что еще населенный пункт близко, в магазине которого всегда есть свежие продукты.
Интернет да звонки родным и близким – единственное развлечение дальнобойщиков. Движущиеся черепашьими шагами очереди большегрузов настроение попавшим в пробку водителям не поднимают. Не будем сбрасывать со счетов и устоявшиеся декабрьские морозы. Горячий чай согревает ненадолго, автомобильная печка «съедает» топливо… Да и жить в кабине на трех метрах квадратных – то еще «удовольствие».

Николаю повезло больше. Он местный, живет в Вороново. Семь дней назад поставил фуру в электронную очередь, а сам все это время провел дома. На восьмой день рано утром сел за баранку большегруза, к обеду был в нескольких машинах от прохождения пограничного контроля. Далее Николай будет держать путь на Вильнюс.

– Электронная регистрация – неотъемлемое условие въезда в пункт пропуска «Бенякони». Данный инвестиционный проект был внедрен в 2021 году, – поясняет директор Гродненского филиала РУП «Белтаможсервис» Наталья КАНАНОВИЧ. – Транспортное средство перед въездом в зону ожидания проходит процедуру считки регистрационного номера, а затем вводится оператором в систему электронной очереди. Регистрацию обязан пройти весь автотранспорт, как грузовой, так и легковой (за исключением рейсовых автобусов и транспортных средств, освобожденных от въезда в зону ожидания). Въезд транспортного средства в пункт пропуска осуществляется в соответствии с электронной очередью по категориям: мотоциклы(мопеды), легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы. Информация о вызове транспортного средства для прохождения пограничного контроля отображается на табло, размещенных в зоне ожидания. Также продвижение электронной очереди можно отследить на портале https://mon.declarant.by

Для комфортного пребывания лиц, находящихся в зоне ожидания «Бенякони», созданы необходимые условия – работает круглосуточный магазин розничной торговли «Бенякони-Белтаможсервис», стоянка, рассчитанная на 250 грузовых автомобилей, оборудована модулем для бытового обслуживания посетителей.

Однако количество грузовиков, ожидающих своей очереди для пересечения границы, – более 800 единиц. И поэтому большинство дальнобойщиков вынуждены выстраивать фуры на обочинах вдоль трассы.



И в гости съездить, и продуктов вкусных купить

Мария часто пересекает белорусско-литовскую границу в обоих направлениях на транспортном средстве, регистрация которого не требуется – на велосипеде. Сама она живет в Шальчининкае, но часто ездит в гости в Бенякони. По словам пенсионерки, путь недалек – 6-7 километров. Несмотря на холодную погоду, на этом виде транспорта даже в такие морозные дни границу пересекают многие (пешком ведь это делать нельзя). Собираясь в дорогу, пенсионерка, конечно же, одевается потеплее. Но отмечает, что даже самая теплая одежда не спасает, когда приходится стоять в очереди на сопредельном пункте пропуска «Шальчининкай». Дело в том, что литовская сторона ставит велосипедистов в общую очередь с легковушками, в то время как на белорусской стороне – у велосипедистов перед другими транспортными средствами есть преимущество. Мария считает, что это не справедливо. Во-первых, времени на прохождение пограничного контроля в первом случае уходит вдвое больше, а во-вторых, водители ждут своей очереди в машине, где имеют возможность погреться, в то время как велосипедисты мерзнут на улице.

Впрочем, пенсионерка не отчаивается и закрывает глаза даже на это неудобство. Женщина охотно ездит из Литвы в Беларусь, в чем видит сразу несколько плюсов. Это и общение с давней приятельницей, и возможность закупиться вкусными белорусскими продуктами, в число которых входят изделия Лидского хлебозавода. Жаль только, что на ввоз белорусских товаров действует ограничение, отмечает жительница Литвы.