ЕС позвал мигрантов и сейчас не знает, что с ними делать
Главный польский пограничник Томаш Прага пожаловался, что его служба не справляется с работой, которую за них раньше делали белорусские пограничники. Мигрантов, оказывается, много. Стражи границы из-за «диктатора Лукашенко» их столько и не видели раньше, потому что белорусская сторона весь этот поток останавливала и разворачивала от их границ.
Когда мы называли цифру в 200 тысяч мигрантов в год, которых не допускали до рубежей ЕС, мы же ничуть не шутили. Это реальный уровень миграционной нагрузки на белорусском направлении. Эта масса мигрантов отрабатывалась всей правоохранительной системой как внутри Беларуси, так и на подступах к европейской границе. С пограничного забора, как говорится, снимали всего десятки, сотни людей, которые смогли добраться до линии границы с ЕС. И это наших польских коллег буквально убаюкивало. К тому же на границе с Польшей у нас сохранялась советская система технических средств охраны рубежей. Она отличается от современных целым спектром хитростей, которые вводят в заблуждение и дезориентируют нарушителей – очень труднопроходимые. Мы хотели ее обновить не раз, заменить на современные европейские системы, но польская сторона настаивала и уговаривала оставить старую. Она им нравилась, и они ей привыкли доверять еще со времен СССР.
В итоге получалось, что на охрану европейской границы мы тратили из белорусского бюджета ресурсы в десятки раз больше, чем ЕС участвовал своей помощью, а проблемы снимали и брали на себя практически полностью. Иначе не стонали бы сейчас поляки и прибалты от миграции.
Когда Запад нам пытался зажимать гайки различными санкциями и давлением, приходилось ставить европейцев перед фактом, что только взаимные усилия могут эффективно сдерживать возрастающие потоки миграции и криминального трафика, что нападки в сторону Беларуси не способствуют нашей вовлеченности в этот процесс.
Одновременно, кивая на наши данные о безопасности и аргументы, некоторые просвещенные, а ныне беглые ставили все это под сомнение и подначивали своих хозяев на репрессивные и санкционные методы общения с белорусскими властями. Мол, диктатура набивает себе цену. Но на Западе до определенного момента понимали, что это не шутки, и поэтому включали пограничную инфраструктуру с двух сторон в различные программы технической помощи и управления границами.
Теперь же все изменилось, в ЕС на место реалистов пришли популисты. В итоге все программы пограничного сотрудничества с нами Запад свернул, а на границе выросли памятники подзаборного искусства. Поляки же и литовцы решили, что они способны прикрыть границу и выполнить свои обязательства по безопасности перед ЕС без нашего участия. Они забыли главный принцип, на который всегда уповали: граница охраняется эффективно только с двух сторон. Свернув с нами пограничное сотрудничество, Европа освободила нас от обязательств по утраченным договоренностям.
Беларусь многократно искренне пыталась вразумить соседей по Европе, что если мы снимем усилия с европейского направления и займемся только собственной безопасностью, то Польше, Литве и Латвии придется очень туго. Самонадеянная Европа предпочла формат изоляции Беларуси, но от всего мира отгородиться не получится.
И вот главный страж граничный бессовестно рассказывает теперь, что в миграционном потоке виновата Беларусь. Мол, это белорусские пограничники устраивают миграционные чартеры через собственные рубежи. Но при этом он ни разу не привел ни одного доказательства причастности белорусской стороны к миграционным манипуляциям. Он также умалчивает, что реальными организаторами каналов незаконной миграции выступают польско-украинские криминальные группировки. Ведь именно их членов задерживают польские пограничники и полицейские за перевозку нелегалов на каналах миграции в Германию. А вот мы, наоборот, рассказывая о польских зверствах на границе, об убийствах мигрантов польскими жолнерами и пограничниками даже профилактируем миграционные устремления в сторону Польши. Но, видимо, жизнь мигрантов на их родине вселяет больше страха, чем то, как их встречают официальные службы Польши...
А вообще, пану Праге хотелось бы напомнить, что Беларусь не имеет отношения к исходу мигрантов из стран, где польские контингенты принимали участие в составе миссий НАТО. Поэтому все естественно и предсказуемо.
Видимо, чувствуя грыжу от непомерных усилий в борьбе с незаконной миграцией, пан Прага запросил у Минобороны дополнительную тысячу жолнеров для охраны границы с Беларусью, так как обстановку там считает критической. Мигранты не кончаются, не слушаются, безобразничают и хотят в Европу через Польшу.
А вот белорусские службы в это время ведут себя обидно и не проявляют интереса к этому безобразию.
Не хотелось бы, но придется разочаровать МВД Польши вместе с главным пограничником. Запрашиваемая ими для помощи на границе тысяча бойцов проблему миграции не решит и на обстановку не повлияет. Потому что на сдерживание этих потоков в Беларуси работали органы пограничной службы, внутренних дел и государственной безопасности плюс приграничное население Синеокой. А это по числу будет примерно столько же, на сколько Польша собрались увеличивать свою армию, чтобы хотя бы не бояться России. Поэтому все еще у польской стражи граничной впереди.
В конце концов, мы же не рефлексируем по поводу того, что кое-кто в Польше заявлял, что у них на территории формируются, обучаются и оснащаются какие-то белорусские освободительные легионы, которые, придет время, на штыках понесут в Беларусь демократию и свободу. Эдакие последыши Армии Крайовой.
Есть встречное предложение для пана Праги. Предлагается подключить эти резервы белорусской неодемократии для охраны границы ЕС. Прежде чем идти на дело, пусть потренируются сперва на «кошках». Ведь других шансов пригодиться у них не будет. Никто не даст.
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности