На границах Беларуси

Как развивается мировой миграционный кризис и почему ни одно возведение преград от беженцев не сдерживает их потоки

15.07.2021 3835

Только за последние 10 лет в результате спровоцированных военных действий со стороны Запада против Ливии, Сирии, Ирака, различных конфликтов в африканских странах, деятельности ­ИГИЛ Европа несколько раз сталкивалась с миграционными кризисами, один из которых был признан крупнейшим со времен начала Второй мировой войны. Сейчас эксперты прогнозируют: дополнительная эскалация конфликта с талибами в Афганистане может привести к увеличению числа беженцев и незаконной миграции в том числе и в европейском регионе. Недобросовестные западные партнеры, которые оказывают беспрецедентное давление на Беларусь, сегодня обвиняют нас в намеренном провоцировании миграционного кризиса. Забыв о том, что первыми заблокировали совместные проекты в трансграничном сотрудничестве. Договорились до того, что мы специально самолетами вывозим беженцев из Багдада и выпускаем их здесь, поближе к свободной Европе. Разбираемся, что происходит сегодня на белорусско-европейской границе, как Европа планирует решать свои миграционные проблемы и почему ни одно возведение преград от беженцев не сдерживает их потоки.

Как развивается мировой миграционный кризис и почему ни одно возведение преград от беженцев не сдерживает их потоки 2015 год. После того как США, а также их союзники безжалостно растерзали Ливию и спровоцировали войну в Сирии, мигрантская волна буквально накрыла Европу. И никакие заграждения не могли ее остановить...

Граница — дело обоюдное

Госпогранкомитет еще в начале мая отмечал существенный рост с начала года числа мигрантов, предпринимающих попытки незаконного следования в страны ЕС. Уже по итогам четырех месяцев количество незаконных мигрантов, задержанных пограничниками в Беларуси, превысило показатели за весь 2020 год, а на границе с Литвой число задержанных белорусскими пограничниками нарушителей возросло более чем в 17 раз. Однако никому из ЕС тогда это не было интересно, обращает внимание официальный представитель Госпогранкомитета Антон Бычковский:

— Наши обращения о готовности к сотрудничеству и дальнейшей реализации проектов международной технической помощи, направленных на повышение надежности охраны границы, оставались без внимания. Именно по инициативе Литвы было заблокировано выделение Беларуси финансирования в рамках программ Евросоюза по трансграничному сотрудничеству и заморожены все проекты на границе — в том числе строительство центров содержания мигрантов.

И вполне естественно, что в условиях всевозможных санкций, заморозки проектов трансграничного сотрудничества, остановки авиасообщения (а главное — отсутствия желания со стороны отдельных сопредельных стран совместно решать проблемы на границе) белорусская сторона просто вынуждена была перераспределить имеющиеся силы и средства и сосредоточиться на решении вопросов, представляющих наибольшую опасность для национальной безопасности страны. Министр иностранных дел Владимир Макей в интервью Russia Today приводил пример: события последних дней заставляют нас, в частности, более пристально смотреть на охрану совместных границ с Украиной в целях противодействия организованной преступности и попыток организовать здесь террористические акты.

При этом Антон Бычковский отмечает: вопрос о том, как наиболее эффективно выстраивать охрану границы, — внутреннее дело каждого государства. Впрочем, попытки воздвигнуть стены в разных странах предпринимались не раз, их результаты известны.

— Исходя из практики, в том числе европейской, более эффективным является внедрение на границе не сплошных заграждений, а современных технических систем охраны, обучение сотрудников их грамотному применению и налаженное тесное сотрудничество пограничных служб по обе стороны границы. Противоправная деятельность имеет трансграничный характер, и противостоять ей необходимо с обеих сторон.

Как добавил Антон Бычковский, немало стимулированию потоков способствуют и сами страны ЕС, заявляя о готовности принимать нелегальных мигрантов. Так что вывод напрашивается: наблюдаемые сейчас процессы, весьма вероятно, в какой-то мере умышленно спровоцированы.

Великий литовский забор

Напомним, в конце прошлой недели Литва начала возведение колючего барьера длиной 550 километров на границе с Беларусью. Соседи также решили начать и строительство ограды. Схему описала литовский министр внутренних дел Агне Билотайте: «Устанавливаем колючий барьер и параллельно строим ограду. При строительстве ограды мы будем использовать колючий барьер, это будет двойная защита». В целом на укрепление границы Вильнюс намерен потратить 42 млн евро, и вопрос выделения средств до сих пор остается открытым. Правда, на днях Еврокомиссия все же пообещала Литве 10 млн евро на решение кризиса. Назначение у суммы конкретное — на удовлетворение самых необходимых потребностей мигрантов. Так что колючую проволоку, похоже, придется покупать за счет собственных налогоплательщиков. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко: 

— МИД и наше правительство упрекают в том, что мы отказываемся выполнять положения нашего договора о реадмиссии. Они хотят превратить Беларусь в отстойник: туда забежали люди, спасаясь от горя, несчастья и войны, и они хотят, чтобы мы их забирали и здесь размещали в «концлагеря». Этого не будет после той политики, которую вы проводите в отношении Беларуси и России. (В ходе совещания о противодействии санкционным мерам 6 июля 2021 г.)

КСТАТИ

В среду белорусские партии, профсоюзы и общественные объединения направили обращение народам Литвы и Латвии. В сообщении в том числе подчеркивается:

«Мы, белорусы, хотим и дальше жить в мире и согласии с другими странами и всеми народами… Мы призываем вас, дорогие друзья, донести эти мысли до политического руководства своих стран. Давайте вернем атмосферу добрососедства и взаимопонимания в наш общий Европейский регион и будем смотреть друг на друга как добрые соседи, друзья и партнеры».


ДОСЛОВНО

Мария ЗАХАРОВА, официальный представитель Министерства иностранных дел России:

— Слышать о стенаниях Евросоюза и отдельных стран этого объединения относительно некоей миграционной угрозы, которая исходит от Беларуси, смешно. Это абсолютно нелепые заявления, учитывая, что сотворили западные страны, организовывая коалиции и осуществляя крестовые походы, в частности, в страны Ближнего Востока и Северной Африки, нарушая там ход их жизни и провоцируя колоссальные миграционные проблемы для всего мира, в первую очередь для Европейского континента.

Именно усилиями Минска удавалось пресекать потоки мигрантов, стремящихся попасть в страны ЕС из неблагополучных регионов. И об этом забыли все сегодня — и в Брюсселе, и в целом на Западе.


Сплошная бутафория

Строить забор, который ни от чего не оградит, — бесполезная затея и мартышкин труд, который не даст практического результата. И дело не только в отсутствии финансовых возможностей, обращает внимание военный аналитик Игорь Чибисов:

— Это чисто политическое шоу — показать, что они борются за демократию. Во-первых, сколько нужно времени для реального закрытия границ? Во-вторых, на любое действие найдется противодействие. Километры стены на границе США с Мексикой — делали подкопы целыми туннелями. Стену всегда можно обойти.

А уж такую-то бутафорию, как строит Литва, — и подавно. Никаких технических проблем преодолеть несколько метров колючей проволоки для мужчины среднего телосложения нет. Поэтому в подобной ситуации главный вопрос — в некомпетентности литовских пограничников. Пока белорусы сдерживали поток мигрантов, с той стороны границы службу несли в прогулочном режиме. На Западе знали, что граница и так надежно защищена, и самоуспокоились, констатирует эксперт:

— Если посмотреть на опыт других стран, для предотвращения незаконной миграции необходима налаженная агентурная разведка (местное население нас оповещает при появлении чужих, установлены контакты). А все стены — это только визуальная, психологическая заявка.


«Триумф» Трампа

Дональд Трамп пообещал построить стену длиной 800 км на границе с Мексикой еще в 2015 году, когда впервые заявил о намерении участвовать в президентской кампании. На начало 2021 года было возведено 727 километров, на это ушло около 16 миллиардов долларов.

Новый американский лидер Джо Байден сначала приостановил реализацию проекта, а после официально отменил его дальнейшее строительство. Сам Дональд Трамп такое решение жестко раскритиковал.

По разным оценкам, подобная стена обошлась бы американцам в сумму от 15 до 40 млрд долларов. Ранее предполагалось, что 18 млрд потратят на само заграждение, 1 млрд долларов — на строительство дорог, 8,5 млрд долларов — на дополнительный персонал.


На «Егозу» денег нет

Украина уже семь лет строит «Стену» на границе с Россией. Идея появилась осенью 2014 года и принадлежала тогдашнему премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Первоначальные планы предполагали, что на границе протяженностью 2 тысячи километров появится сплошной забор из высокопрочной стали. По забору и колючей проволоке хотели пустить электрический ток. Подходы к «Стене» собирались заминировать, оборудовать противотанковыми рвами, насыпями и наблюдательными вышками. Украинские политики сравнивали задумку с «линией Маннергейма» и разделительным барьером на границе Израиля и Египта.


За все это время проект удалось реализовать только на 51,4 процента: обустроено 400 км противотанковых рвов, 330 км рокадной дороги, 70 км колючей проволоки и 100 км металлического забора. В этом году на реализацию проекта планируют потратить 12,3 млн долларов. Всего же за время строительства «Стены» уже вложено более 73 млн долларов.

Украинские эксперты не скрывают: проект уже несколько лет позволяет «кормиться» очень многим коррупционерам. Правда, руководство Госпогранслужбы нередко жалуется, что денег не хватает: так, только колючей проволоки под названием «Егоза» нужно на сумму почти 100 млн долларов.


ТЕМ ­ВРЕМЕНЕМ

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2020 году почти 82,4 млн человек во всем мире были вынуждены покинуть места проживания из-за войн, конфликтов или страха преследования.