На границах Беларуси

В ГПК заявили, что сопредельные страны ЕС проводят целенаправленную политику по экономической изоляции

15.09.2023 564

Источник: SB.BY

В течение последней недели ситуация с очередями на границе с ЕС стала менее напряженной. Однако временное или сезонное снижение транспортного потока не говорит о нормализации работы сопредельных контрольных служб и благоприятной тенденции в целом. Даже в условиях уменьшения количества грузовых и легковых автомобилей, следующих в Евросоюз, оформление транспорта в сопредельных пунктах пропуска осуществляется с задержками, а нормы пропуска по-прежнему не выполняются, подчеркнул официальный представитель Государственного пограничного комитета Антон Бычковский.

В ГПК заявили, что сопредельные страны ЕС проводят целенаправленную политику по экономической изоляции

«Если говорить об обстановке с очередями, которая складывалась после закрытия 18 августа литовской стороной пунктов пропуска «Твярячюс» и «Шумскас», то последствия таких решений не заставили себя ждать. Нагрузка на оставшиеся четыре литовских пункта пропуска увеличилась: очереди легкового транспорта на въезд в Литву выросли на отдельных маршрутах почти в три раза, а грузовиков – в полтора, – констатировал он. – И даже несмотря на то, что белорусская сторона готова оформлять больше единиц транспорта (сверх нормы), наши односторонние усилия не способны решить проблему растущих очередей. Литовские контрольные службы как оформляли, так и продолжают оформлять транспорт с задержками, несмотря на собственные заявления о перенаправлении сотрудников закрытых погранпереходов на другие маршруты. В итоге получается, что функционирующих литовских пунктов пропуска стало меньше, а количество следующего транспорта и скорость оформления литовских контрольных служб не изменились. Например, тот же «Мядининкай», который Литва голословно обещала усилить за счет высвободившего ресурса, в течение августа пропускал в среднем только 22 процента грузовиков и 50 процентов легковых авто от нормы. Если посмотреть на статистику за прошлый месяц и количество транспорта, ожидающего въезда на данном маршруте, то средняя суточная величина очереди в течение недели составляла около 250 фур и 100 легковушек. А пропускная способность данного пункта пропуска – 500 грузовых и 600 легковых авто в сутки. То есть при нормализации работы литовской стороны этих очередей не было бы в принципе».

«Если оценивать ситуацию с пропуском легкового транспорта, то наибольшие очереди фиксируются на въезд в Польшу перед единственным функционирующим погранпереходом «Тересполь». В выходные дни августа количество легковушек иногда достигало почти 400 единиц, люди сутками стояли в ожидании оформления. Однако даже в такой критической ситуации польская сторона продолжала пропускать не более 30 процентов от нормы, искусственно поддерживая напряженность на границе», – добавил официальный представитель ГПК.

Он отметил, что после закрытия отдельных польских и литовских пунктов пропуска транспортные потоки переориентировались на маршруты следования в Евросоюз через Латвию. В настоящее время существенных очередей большегрузов и легковых авто на въезд в Латвию не фиксируется. Однако есть заявления должностных лиц Латвии о возможном закрытии пункта пропуска «Силене» (с белорусской стороны – «Урбаны») на границе с Беларусью. Это негативно скажется на пропускной способности латвийского направления. Пропускная способность данного погранперехода составляет 200 единиц грузового и 300 единиц легкового транспорта в сутки. В случае прекращения его функционирования на латвийском направлении останется только один пункт пропуска «Патерниеки» (с белорусской стороны – «Григоровщина»), нагрузка на который увеличится в разы и приведет к росту очередей.

«Парадоксально и абсурдно, что сопредельные страны ЕС осознают и прогнозируют негативные последствия своих решений по закрытию пунктов пропуска, но продолжают заявлять о все новых ограничениях на границе в ущерб интересам собственных граждан и грузоперевозчиков. По сути, наши соседи целенаправленно проводят политику по экономической и социальной изоляции», – резюмировали в Госпогранкомитете.