На границах Беларуси

Изнурительные очереди на границах с соседями не что иное, как издевательство над людьми

07.12.2022 818

Источник: SB.BY

Очереди на границе Беларуси с Евросоюзом под Новый год, в принципе, собирались всегда — контрагенты по обе стороны спешат завершить контракты. Но в этом году лихорадка началась задолго до декабря, и обусловлено это не только календарными особенностями. Соседи по-прежнему не спешат выполнять договоренности о пропуске транспорта…

Изнурительные очереди на границах с соседями не что иное, как издевательство над людьми

По данным Госпогранкомитета, 5 декабря в Литву проследовало 53 процента грузового транспорта от установленной нормы. Латвийская сторона пропустила на свою территорию всего 55 процентов большегрузов. А польские контрольные службы оформили лишь 48 процентов фур от двусторонних договоренностей. На все попытки Беларуси договориться с соседями нормализовать работу пунктов пропуска реакция — ноль.

…Пункт пропуска «Козловичи» — единственный в нашей стране, специализация которого исключительно торговый оборот. Он оснащен современными средствами технического контроля, подключен к высокоскоростным информационным линиям, которые обеспечивают в режиме реального времени обмен данными с другими таможнями ЕАЭС и Евросоюза. А система анализа и управления рисками позволяет принять решение о форме таможенного контроля в отношении груза еще до его прибытия на таможню.

Упоминание этих цивилизованных факторов сегодня вызывает у водителей большегрузных автомобилей нервный смех. Еще чуть-чуть — и хвост из большегрузов подойдет к деревне Тельмы-2 Брестского района…
Для общей же пользы обустраивали границу, и вот теперь чинятся такие препятствия! — возмущается брестчанин Александр, который работает на литовскую фирму. Он уже несколько дней стоит в очереди к пункту пропуска «Козловичи». Александр может съездить домой и отдох­нуть, у многих такой возможности нет. Другие водители, по сути, живут в очереди...

Проезжая во вторник мимо стоящих в два ряда фур, обратила внимание: на зеркала повязаны светоотражающие жилеты. Заняв крайнюю правую полосу, дальнобойщики таким образом не только информируют водителей о габаритах своих автомобилей, но и сообщают: у них закончилась рабочая смена и их можно объезжать. Ведь за несоблюдение режима труда и отдыха им грозит штраф: минимальный в Беларуси — 160 рублей, в ЕС — от 200 евро.

Игорь Буткевич, первый заместитель председателя Государственного пограничного комитета:

— В среднем очереди грузовых транспортных средств составляют от 300 до 600 единиц. Наибольшая напряженность сохраняется в пункте пропуска «Каменный Лог», перед которым скопилось более тысячи грузовых автомашин. В конце года обстановка в пунктах пропуска усложнится в связи с закрытием контрактов юрлицами и активизацией поездок граждан. Вопрос ликвидации очередей может быть разрешен в кратчайшие сроки при выполнении контрольными службами сопредельных государств норм по пропуску.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Напряженной остается обстановка и в пунктах пропуска в Гродненской области. Пересечь белорусско-польскую границу можно лишь в «Берестовице». Нагрузка там выросла в разы после того, как поляки в ноябре 2021‑го приняли решение закрыть крупный пункт пропуска «Кузница Белостоцкая» (с белорусской стороны — «Брузги»). В сутки здесь оформлялось около 2 тысяч легковых автомобилей и 500 грузовых авто. Весь транспортный поток теперь ринулся в «Берестовицу». Белорусская сторона неоднократно заявляла о своей готовности в любой момент возобновить работу пункта пропуска «Брузги», однако соседи реагируют на это… молча.

Вдобавок контрольные службы Польши продолжают оформлять транспорт на единственном пункте пропуска в нашем регионе с большими задержками, провоцируя скопление очередей автотранспорта, а также существенно увеличивая время ожидания, — говорит официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич. — Чтобы сохранить ритмичность пограничного прохождения в пункте пропуска «Берестовица», здесь должно быть оформлено около 38 единиц легковых авто и 21 грузовой автомобиль в час. На деле оформляется в разы меньше. Литовские пограничные службы также не выполняют договоренности по пропуску транспортных средств.

КОММЕНТАРИИ

Ситуацию в пограничных пунктах пропуска и бездушное, издевательское отношение властей стран ЕС к людям комментируют и наши эксперты.

Вадим Боровик, политический аналитик:

— Наши партнеры в Европе взяли флаг прав человека и несут его по всему миру — и при этом сами примером для подражания зачастую не являются. Именно у них мы не раз наблюдали, как мирных демонстрантов расстреливают резиновыми пулями, у них мы видели примеры жестких расправ со стороны полиции.
И вот сейчас на границе они издеваются и над чужими, и над собственными гражданами — жителями Евросоюза, которые стоят в очередях в снегу, в морозы… 
Люди заболевают, грузы портятся, провоцируются различные дорожные происшествия. Налицо прямое нарушение прав человека, игнорирование международных стандартов, связанных с регламентированием порядка пересечения границы. Это в очередной раз доказывает, что лозунг защиты прав человека зачастую используется манипулятивно, для достижения ­каких-либо конкретных целей. А на самом деле — и мы видим это на конкретных примерах, на польской и литовской границах — на права человека им абсолютно плевать

— Издевательское отношение европейцев к людям на пропускных приграничных пунктах говорит о бессилии Запада.

Они пытались нас задушить санкциями или экономически, но ничего хорошего из этого у них не получилось. Именно поэтому европейские политики регулярно устраивают провокации на погранпереходах и пунктах пропуска. Все, что сейчас остается европейцам, — злить людей. Бесчеловечно к ним относясь, они надеются, что граждане начнут негативно высказываться в отношении нашей страны. Но все происходит с точностью до наоборот. С нашей стороны как часы работают границы, таможня, пограничный комитет. Мы добросовестно выполняем все международные обязательства. Люди, которые приезжают в нашу страну (а это и поляки, и литовцы, и представители других государств), видят, что у Беларуси отношение ко всем национальностям и народам прекрасное. И мы хотим хороших, нормальных взаимоотношений.
Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:

— Умышленное издевательство над водителями — безумие, у которого не может быть аргументов. Складывается впечатление, что поляки давно определились с тем, чтобы установить новый железный занавес. Но единственное препятствие — твердая миролюбивая политика Александра ­­­Лукашенко, который каждый раз обнуляет их агрессивные намерения.

Беларусь выдержит, а вот сможет ли Польша в условиях стресса остаться самой собой? Понятно, что эта страна недоговороспособна и близорука. Уверен, ближе к весне они взвоют и еще умолять будут нас о продовольственной помощи. Мы никогда мстить не будем и радушно примем всех. Другой вопрос: что дальше? Какие еще мерзкие шаги с попыткой дискредитации белорусской власти они предпримут? Хотя это вопросы уже риторические. Так и хочется сказать словами ­­­Президента: «Да подавитесь вы этими санкциями и ограничениями в торговле и транзите!» Главное — правда на нашей стороне.