Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З

							ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июня 2003 г. № 214-З

Об участии граждан в охране правопорядка
Принят Палатой представителей 29 мая 2003 года
Одобрен Советом Республики 11 июня 2003 года

Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 78-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1630) <H10900078>;
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.01.2014, 2/2120) <H11400122>

Настоящий Закон определяет правовые условия реализации гражданами права на защиту от противоправных посягательств и направлен на повышение их активности в охране правопорядка.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если иное не установлено настоящим Законом, – граждане), а также объединений граждан в охране правопорядка.
Статья 2. Правовая основа участия граждан и их объединений в охране правопорядка
Правовую основу участия граждан и их объединений в охране правопорядка составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь.
Статья 3. Основные принципы участия граждан и их объединений в охране правопорядка
Основными принципами участия граждан и их объединений в охране правопорядка являются:
добровольность;
законность;
гуманность и уважение прав человека;
гласность;
тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими охрану правопорядка.
Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране правопорядка
Гражданам, принимающим участие в охране правопорядка, запрещается:
осуществлять деятельность, не предусмотренную настоящим Законом;
осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Республики Беларусь к компетенции органов прокуратуры, Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – правоохранительные органы), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, других государственных воинских формирований и военизированных организаций, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другими законодательными актами;
представляться сотрудниками правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, других государственных воинских формирований и военизированных организаций.
Статья 5. Деятельность республиканских органов государственного управления и органов местного управления и самоуправления по организации участия граждан и их объединений в охране правопорядка
Республиканские органы государственного управления и органы местного управления и самоуправления в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, их объединениям, принимающим участие в охране правопорядка, путем:
разъяснения гражданам их прав и обязанностей по защите от противоправных посягательств;
незамедлительного реагирования на сообщения о фактах правонарушений, а также о событиях, угрожающих общественной безопасности;
осуществления предусмотренных настоящим Законом мер по социальной защите граждан, участвующих в охране правопорядка;
предоставления необходимой информации;
материального поощрения граждан, участвующих в охране правопорядка.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Статья 6. Организационно-правовые формы участия граждан в охране правопорядка
Граждане могут реализовывать свое право на участие в охране правопорядка в следующих формах:
индивидуальное участие;
внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь;
участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;
членство в добровольных дружинах;
участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка (далее – советы общественных пунктов).
Статья 7. Индивидуальное участие граждан в охране правопорядка
Индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде:
сообщения правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
оказания содействия правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь в работе по профилактике и пресечению правонарушений;
пропаганды правовых знаний, способствующих предупреждению правонарушений.
Статья 8. Внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь
Внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь осуществляется в форме привлечения граждан, не состоящих в штате названных органов, подразделений, к участию в их работе на добровольной основе под непосредственным руководством уполномоченных должностных лиц этих органов, подразделений. Порядок оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь устанавливается законодательством Республики Беларусь.
Финансирование деятельности и социальной защиты внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь осуществляется в пределах средств, выделяемых для финансирования соответствующих органов, подразделений.
Статья 9. Объединения граждан, содействующие правоохранительным органам в охране правопорядка
Граждане, реализуя установленное законом право на защиту от противоправных посягательств, могут на добровольной основе по договоренности между собой и с уведомлением территориального органа внутренних дел создавать самодеятельные группы по охране правопорядка по месту жительства или нахождения своей собственности.
Такая форма объединения граждан не требует принятия устава, избрания органов управления, иного организационного оформления.
Статья 10. Добровольная дружина
Добровольная дружина представляет собой основанное на членстве объединение граждан Республики Беларусь, принимающее участие в охране правопорядка и осуществляющее свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, его создавших. Добровольная дружина не является юридическим лицом.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ДРУЖИН
Статья 11. Основная задача добровольной дружины
Основной задачей добровольной дружины является содействие правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь в охране правопорядка.
Статья 12. Основные функции добровольной дружины
Основными функциями добровольной дружины является участие в:
охране общественного порядка, жизни и здоровья граждан и их собственности;
деятельности по профилактике и пресечению правонарушений;
обеспечении безопасности дорожного движения;
охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечении пожарной безопасности, охране окружающей среды;
обучении граждан основам безопасного поведения в общественных местах и обеспечения безопасности жилища, а также в обучении приемам самозащиты;
мероприятиях по охране и защите Государственной границы Республики Беларусь.
Статья 13. Порядок создания добровольной дружины
Добровольная дружина создается по решению органа местного управления для участия в охране правопорядка на территории района, сельсовета, города, поселка городского типа, района в городе либо по решению органа управления иного юридического лица для участия в охране правопорядка на его территории и действует в соответствии с положением, принятым на основе Примерного положения о добровольной дружине, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.
Создание добровольных дружин при политических партиях, других общественных объединениях, а равно создание и деятельность организационных структур политических партий, других общественных объединений в добровольных дружинах запрещены.
Добровольная дружина считается созданной со дня ее регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 14. Членство в добровольной дружине
Членами добровольной дружины могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья осуществлять деятельность по участию в охране правопорядка.
Решение о приеме в члены добровольной дружины принимается органом управления добровольной дружины на основании письменного заявления гражданина Республики Беларусь.
Членами добровольной дружины не могут быть граждане Республики Беларусь:
имеющие судимость;
состоящие на учете в лечебно-профилактических организациях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
привлекавшиеся в течение года до дня подачи заявления к административной ответственности.
Основаниями для исключения гражданина из добровольной дружины являются:
заявление гражданина;
фактическое самоустранение гражданина от участия в деятельности добровольной дружины;
нарушение гражданином требований законодательства Республики Беларусь или совершение деяний, несовместимых с участием в охране правопорядка в составе добровольной дружины.
Решение об исключении из добровольной дружины принимается органом управления добровольной дружины.
Статья 15. Символика добровольной дружины
Образцы удостоверения члена добровольной дружины, его отличительного нагрудного знака и нарукавной эмблемы (повязки) с символикой добровольной дружины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
При выполнении функций по участию в охране правопорядка член добровольной дружины обязан иметь при себе и предъявлять по требованию граждан удостоверение, отличительный нагрудный знак или нарукавную эмблему (повязку) с символикой добровольной дружины.
Статья 16. Обязанности члена добровольной дружины
Член добровольной дружины при выполнении функций по участию в охране правопорядка обязан:
соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
в определяемом законодательством Республики Беларусь порядке повышать уровень своих правовых знаний, а также проходить периодическую проверку на пригодность к действиям по участию в охране правопорядка в условиях, связанных с применением физической силы, на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим;
оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, пострадавшим от правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
в случаях обращения к нему граждан с сообщениями о правонарушениях или событиях, угрожающих общественному порядку или общественной безопасности, либо непосредственного обнаружения им таких событий принять меры по спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране мест происшествий и сообщить об этом в ближайший правоохранительный орган;
разъяснять правонарушителям и иным гражданам причины и основания применяемых в целях обеспечения правопорядка мер по ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим право граждан на их обжалование.
Разглашение сведений, относящихся к государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, ставших известными члену добровольной дружины в связи с выполнением им функций по охране правопорядка, запрещается.
Статья 17. Права члена добровольной дружины
Член добровольной дружины при выполнении функций по участию в охране правопорядка имеет право:
требовать от граждан соблюдения правопорядка, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им функций члена добровольной дружины;
осуществлять действия по пресечению правонарушений, задержанию и передаче в правоохранительные органы лиц, совершивших правонарушения;
при пресечении правонарушений изымать в установленном порядке у правонарушителей в отсутствие сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь орудия совершения правонарушений или иные предметы, оставление которых у правонарушителя может угрожать личной безопасности члена добровольной дружины или других лиц, с последующей незамедлительной передачей этих предметов сотрудникам правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь;
входить в клубы, кинотеатры, на стадионы, в другие общественные места и помещения с согласия владельца или уполномоченного им лица для преследования скрывающихся правонарушителей или пресечения правонарушений;
участвовать в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайных ситуаций, при пресечении групповых нарушений правопорядка, проведении массовых мероприятий, мероприятий по охране и защите Государственной границы Республики Беларусь, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных должностных лиц республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления;
пользоваться бесплатно телефонами и иными средствами связи, принадлежащими юридическим лицам, для связи с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь в случаях, не терпящих отлагательства;
использовать транспортные средства юридических лиц и граждан (кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, а также международным организациям, и транспортных средств специального назначения) для доставления в организации здравоохранения лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в срочной медицинской помощи;
применять к правонарушителям физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 18. Условия и пределы применения физической силы членом добровольной дружины
Член добровольной дружины имеет право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершающих правонарушения, для их задержания и передачи в правоохранительные органы, если иные способы, не связанные с применением физической силы, не обеспечивают выполнения им функций по участию в охране правопорядка.
При применении физической силы член добровольной дружины обязан:
предупредить правонарушителя о намерении ее применения, предоставив при этом с учетом конкретной обстановки достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан;
в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершающих, стремиться к тому, чтобы вред, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы.
Применение физической силы с причинением телесных повреждений в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен (кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан), запрещается.
Применение физической силы с превышением полномочий, установленных настоящим Законом, а также с превышением пределов необходимой обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ЧЛЕНОВ ДОБРОВОЛЬНОЙ ДРУЖИНЫ
Статья 19. Правовая защита члена добровольной дружины
Законные требования члена добровольной дружины при выполнении им функций по участию в охране правопорядка обязательны для исполнения.
Неисполнение законных требований члена добровольной дружины, а также посягательство на его жизнь, здоровье и достоинство в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 20. Социальная защита членов добровольной дружины
Государство гарантирует социальную защиту членов добровольной дружины.
В случае временной нетрудоспособности члена добровольной дружины, наступившей вследствие ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, начиная с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления медико-реабилитационной экспертной комиссией инвалидности в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка.
В случае установления члену добровольной дружины инвалидности, наступившей в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему (а в случае его гибели (смерти) – членам его семьи) назначается пенсия в порядке, определяемом пенсионным законодательством Республики Беларусь.
Статья 21. Обязательное личное страхование членов добровольной дружины и возмещение вреда, причиненного их имуществу
Члены добровольной дружины подлежат обязательному личному страхованию за счет средств соответствующих местных бюджетов либо средств юридических лиц, создавших добровольную дружину.
В случае гибели (смерти) члена добровольной дружины в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка семье погибшего или его иждивенцам выплачивается страховая сумма в размере двухсот пятидесяти базовых величин.
При установлении члену добровольной дружины инвалидности вследствие заболевания, ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему выплачивается страховая сумма:
инвалиду І группы – в размере ста базовых величин;
инвалиду ІІ группы – в размере семидесяти пяти базовых величин;
инвалиду ІІІ группы – в размере пятидесяти базовых величин.
При получении членом добровольной дружины тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, вследствие ранения (контузии), травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка, ему выплачивается страховая сумма соответственно в размере тридцати и пятнадцати базовых величин.
Выплата страховых сумм в соответствии с частями второй-четвертой настоящей статьи по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм.
Выплата страховых сумм по данному виду страхования производится независимо от других видов страхования и возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью члена добровольной дружины.
Вред, причиненный имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам (родители, дети, усыновители, усыновленные, дед, бабка, супруг (супруга)), путем его повреждения или уничтожения в связи с выполнением членом добровольной дружины функций по участию в охране правопорядка, подлежит возмещению указанным лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Порядок обязательного личного страхования членов добровольной дружины и возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему члену добровольной дружины или его близким родственникам, определяется законодательством Республики Беларусь.
Положения настоящей статьи распространяются на лиц, прекративших членство в добровольной дружине, в случае посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, совершенного в связи с предшествующим выполнением ими функций по участию в охране правопорядка.
Статья 22. Меры поощрения граждан, участвующих в охране правопорядка
За активное участие в охране правопорядка граждане могут поощряться органами местного управления и самоуправления, иными юридическими лицами, правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь.
Юридические лица в пределах их компетенции могут предоставлять своим работникам, являющимся членами добровольной дружины, по представлению органа управления добровольной дружины в соответствии с коллективным договором трудовые и иные гарантии за счет собственных средств.
За особые заслуги при исполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане награждаются государственными наградами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 23. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности добровольных дружин
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности добровольных дружин осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов либо средств юридических лиц, создавших добровольные дружины, а также добровольных пожертвований юридических лиц и граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 41
СОВЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПУНКТОВ
Статья 231. Формирование советов общественных пунктов
Советы общественных пунктов являются организационной формой объединения усилий добровольных дружин, организаций и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, определенными законодательными актами Республики Беларусь.
Советы общественных пунктов формируются из числа граждан, рекомендованных субъектами профилактики правонарушений, с согласия этих граждан, в том числе из числа должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, и осуществляют свою деятельность под общим руководством соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Решения об образовании и упразднении советов общественных пунктов, утверждении их персонального состава принимаются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок образования и упразднения советов общественных пунктов, их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, а также меры стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Постоянным местом размещения советов общественных пунктов являются общественные пункты – специальные помещения, определяемые соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 232. Полномочия советов общественных пунктов
Советы общественных пунктов:
изучают состояние общественного порядка на территории, закрепленной за советом общественного пункта, оказывают содействие субъектам профилактики правонарушений в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений;
координируют работу представленных в совете общественного пункта организаций, способствуют установлению постоянного взаимодействия и обмена опытом работы по профилактике и пресечению правонарушений между этими организациями и субъектами профилактики правонарушений, расположенными на территории, закрепленной за советом общественного пункта;
организуют в общественном пункте дежурство членов совета общественного пункта, заслушивают их сообщения о выполнении обязанностей по участию в охране общественного порядка;
организуют обсуждение вопросов укрепления общественного порядка, а также поведения граждан, привлеченных к административной или уголовной ответственности, на своих заседаниях, собраниях граждан по их месту жительства или месту пребывания, учебы или работы с внесением соответствующих рекомендаций субъектам профилактики правонарушений;
разрабатывают и вносят субъектам профилактики правонарушений рекомендации по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на территории, закрепленной за советом общественного пункта;
ходатайствуют перед субъектами, указанными в части первой статьи 22 настоящего Закона, о поощрении граждан, активно участвующих в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.
Статья 233. Обеспечение деятельности советов общественных пунктов
Субъектами профилактики правонарушений оказывается содействие в функционировании советов общественных пунктов. В общественных пунктах создаются необходимые условия для работы сотрудников органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, должностных лиц других субъектов профилактики правонарушений.
Органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы пограничной службы Республики Беларусь обеспечивают советы общественных пунктов инструктивно-методическими пособиями и представляют им необходимую для деятельности информацию в объеме, определяемом руководителями этих органов и подразделений или их заместителями.
Обеспечение советов общественных пунктов необходимыми помещениями, средствами связи, мебелью, иными материально-техническими средствами, оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов указанных пунктов осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Статья 24. Контроль за участием граждан в охране правопорядка
Контроль за участием граждан в охране правопорядка осуществляют в пределах своих полномочий органы местного управления.
Статья 25. Прокурорский надзор
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь гражданами, принимающими участие в охране правопорядка, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Статья 27. Реализация положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
разработать и утвердить нормативные правовые акты, а также принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь    А.Лукашенко



Возврат к списку