Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


Приграничье

  02.05.2014      589 Источник: МВД РБ

Контрабандный бизнес в сигаретном дыму.
Проблема нелегальной поставки товаров через границу с Литвой и Польшей не теряет актуальности. С течением времени меняется разве что характер продукции, вызывающей интерес у контрабандистов в связи с диспаритетом цен в сопредельных государствах. Незаконный груз они пытаются как провезти в оборудованных в авто тайниках, так и разными способами переправить через рубеж вне пунктов пропуска. Проявляемой в этом случае изобретательности нет предела.
В начале 2000-х одним из самых востребованных продуктов, например, был сахар, который массово вывозили в Литву, - вспоминает временно исполняющий обязанности по должности начальника 3-го отдела УБЭП КМ УВД Гродненщины подполковник милиции Юрий Ларионов. - Дошло до того, что даже в десятках километров от границы этот товар стало невозможно купить. Однако после его подорожания ситуация стабилизировалась. То же самое в разное время происходило с молочной продукцией, хлебобулочными изделиями, спиртом, цветными металлами, топливом и сигаретами. К примеру, в местных аптеках еще недавно с трудом можно было приобрести дешевые лекарства, которые предприимчивые дельцы везли на продажу за рубеж.
Юрий Валерьевич рассказал о том, что жители приграничных районов от мала до велика на протяжении многих лет вели торговлю с западными соседями. Этот бизнес глубоко укоренился в повседневной жизни, став для многих основным способом заработка. Поэтому, несмотря на любые запреты, они не спешат от него отказываться. Но правоохранители убеждены - это дело времени. Когда цены на те или иные товары в сопредельных государствах сравняются, исчезнут и предпосылки для незаконной торговли.
Тайники, схроны и полная конспирация.
До 2011 года одним из самых востребованных у контрабандистов товаров было топливо. На пунктах пропуска выстраивались очереди из так называемых «бензовозов» - в основном старых «Фольксвагенов Пассатов», «Ауди 100» и прочих авто, в которых и без того немалый объем бензобаков умельцы умудрялись увеличивать до 120 литров. После того как законодательно было запрещено выезжать за рубеж чаще, чем раз в восемь дней, масштабы данного бизнеса значительно сократились.
Однако по-прежнему оптом в сопредельные государства вывозят горючее водители большегрузов. Руководители фирм-перевозчиков настоятельно рекомендуют им заправляться на территории Беларуси, чтобы сократить транспортные расходы. А поскольку с некоторых пор в Польше введены жесткие санкции, ограничивающие количество ввозимого топлива, большая часть дальнобойщиков въезжает на территорию Евросоюза через белорусско-литовскую границу, где порой по этой причине образуются очереди до 800 машин.
Главным товаром для нелегальной торговли между жителями сопредельных государств остается табачная продукция. Объемы ее поставки за границу растут - стоимость ежегодно изымаемых из незаконного оборота сигарет исчисляется миллиардами рублей. В прошлом году, например, правоохранители не допустили вывоза за рубеж почти 1,5 млн пачек!
- К каждой такой операции контрабандисты тщательно готовятся, соблюдают меры предосторожности, - говорит Юрий Валерьевич. - Накануне дельцы обычно прячут товар в приграничных населенных пунктах - на заброшенных хуторах, в пустующих зданиях.
Вот несколько подтверждений этому. В январе т. г. в доме и хозпостройках жителя Ошмян было изъято свыше 280 тысяч пачек сигарет стоимостью около миллиарда рублей. А в марте в деревне Привалка в гараже другого предприимчивого сельчанина сотрудники Гродненского РОВД совместно с пограничниками обнаружили груженный табачной продукцией микроавтобус без регистрационных знаков. К переброске через границу были подготовлены 80 коробов стоимостью около 200 млн рублей. К слову, номера на транспорте отсутствуют неспроста - в случае опасности дельцы часто бросают его вместе с нелегальным грузом.
Кое-кто пытается провезти незаконную продукцию через пункты пропуска в тайниках, которые литовские умельцы, говорят, оборудуют в авто за 500 евро - обычно это двойное дно или скрытый отсек в багажнике. А в кузовах грузовиков, как правило, устанавливают дополнительные стенки. Не зная точных габаритов машины, найти схрон с сигаретами в этом случае очень непросто.
Риск - дело благородное?
Наказание за контрабанду в Европе гораздо жестче, чем в Беларуси. Если стражи экономической безопасности в Польше или Литве остановят иностранное авто по подозрению в транспортировке незаконного груза, они имеют право разобрать машину до винтика, а впоследствии задержать в своей стране, пока владелец не найдет деньги на оплату штрафа.
- Стоит ли увеличить размер взысканий за такого рода незаконную деятельность в нашей стране?.. - задается вопросом Юрий Ларионов. - Существующие сегодня санкции уже предусматривают достаточно жесткую ответственность для контрабандистов вплоть до конфискации транспортных средств, и это активно внедряется в жизнь. Ситуация с нелегальной поставкой товаров за рубеж должна выровняться, как уже бывало не раз. Ведь любую продукцию, которую в свое время соотечественники переправляли за границу, они рано или поздно начинали ввозить обратно. Так было, например, с куплей-продажей ювелирных украшений. Если раньше белорусы реализовывали в Польше золото, в последние годы начался обратный процесс.
Сегодня из этой страны белорусы также начали массово вывозить серебро. При помощи знакомых и случайных людей, которые за небольшую плату соглашаются переправить через границу небольшие партии товара, дельцы избегают уплаты таможенных пошлин. Причем, как и в случае с другой популярной продукцией - трикотажными изделиями, вывести на чистую воду контрабандистов можно только имея доказательства, что данная партия предназначалась для продажи.
Во взаимодействии с иными правоохранительными и контролирующими органами сотрудники милиции постоянно проводят совместные мероприятия по защите внутреннего рынка от несанкционированного импорта. Например, как-то стражи правопорядка задержали на границе два пассажирских автобуса, груженных чулочными изделиями, которые дельцы пытались незаконно переместить из Литвы. Также изобличили жителя этой страны, который перевозил спортивный инвентарь, одежду и электромеханический инструмент стоимость свыше миллиарда рублей без сопроводительных документов.
Голь на выдумки хитра.
О результатах, которых удалось добиться в борьбе с контрабандой, «НС» рассказал помощник командира Гродненской пограничной группы по работе со СМИ подполковник Сергей Шумейко. В зоне ответственности сотрудников этого подразделения - расположенные на территории четырех приграничных районов (Щучинского, Гродненского, Берестовицкого и Свислочского) пункты пропуска на выезде в Литву и Польшу.
- Пограничники первыми досматривают все въезжающие в Беларусь машины, они также единственные, кто оформляет транспорт, пересекающий границу по «зеленому» каналу, - рассказывает Сергей Степанович. - Отсюда и специфика выявляемых противоправных деяний. Многие граждане, заранее зная, что им следует выбирать «красный» канал, всё равно следуют по «зеленому», рассчитывая на упрощенный порядок пересечения границы. Во избежание таможенного досмотра и уплаты пошлины они прячут подлежащий декларированию товар или заявляют, что везут вещи для личного пользования. При выявлении таких фактов дальнейшее разбирательство по делу проводят сотрудники таможенной службы.
Нелегально в Беларусь пытаются провезти в основном компьютерные комплектующие, мобильные телефоны, драгоценные металлы и трикотажные изделия. При этом нарушители проявляют недюжинную изобретательность. Так, пограничники стали свидетелями того, как студентка, прибывшая в поезде из Польши, пыталась перенести через пункт пропуска ноутбук, примотав его к себе скотчем. Что уж говорить о тайниках, которые пограничники находят даже в бензобаке авто! В этом случае машину оборудуют новой емкостью для топлива, которую заполняют, например, одеждой. При этом движется транспорт на горючем, находящемся в бачке стеклоомывателя. Дельцам хватает нескольких литров бензина, чтобы пересечь границу, выгрузить или забрать товар, дозаправиться и доехать домой.
- Ежегодно накануне 8 Марта задерживаем на границе крупные партии цветов, которые их владельцы пытаются провезти под видом другого товара либо с превышением указанного в документах количества, - добавляет подполковник. - Также сотрудники пограничной службы в последнее время всё чаще задерживают в пунктах пропуска партии серебра, а порой и наркотиков.
Сергей Степанович рассказал об ухищрениях, на которые идут торговцы табачной продукцией. Они заполняют сигаретами все конструктивные ниши в авто: двери, панель приборов, пространство под сиденьями и бампером. И это не говоря уже о других тайниках. Те же, кто везут еще более крупную партию незаконного товара в фурах, обычно маскируют ее под другой груз.
- Однажды досматривали машину, якобы перевозившую фанеру, - вспоминает С. Шумейко. - На самом деле оказалось, что только верхние листы в восьми пачках продукции были цельными. Остальные вырезали по контуру и заполнили сигаретами. Хотя невооруженным глазом такую хитрость, конечно, заметить сложно, тайник легко вычислить, когда фуры проходят весо-габаритный контроль. Зная массу машины и груза, достаточно сопоставить, соответствуют ли действительности указанные в сопроводительных документах данные. Впрочем, без визуального осмотра не обойтись, поскольку и злоумышленники не дремлют. Помню, однажды они догрузили в кузов, где везли отличный от указанного в накладных товар, тротуарную плитку. Причем всё было рассчитано, как в аптеке, - им удалось добиться практически полного совпадения веса.
Вспоминая о прочих характерных для контрабандистов способах транспортировки нелегальной продукции, Сергей Степанович остановился на фактах переправки ее по Неману.
- Из нескольких десятков связанных скотчем коробов с сигаретами оборудуется плот, который помещают в тент, снабжают GPS-трекерами для отслеживания пути передвижения товара и сплавляют его по реке, - говорит собеседник.
- А однажды мы обнаружили бочку, одна часть которой была заполнена сигаретами, а вторая - цементом, что не давало ей возможности всплыть. Из воды виднелся только край емкости с прикрепленной сверху антенной. В прошлом году сотрудники пограничной службы выявили 11 подобных плотов и прочих плавучих приспособлений, предназначенных для переправки незаконного груза. Стоимость изъятого товара превысила 700 млн рублей.
О том, насколько контрабандисты профессионально снабжены, свидетельствует еще один случай. В 2012 году, получив информацию об очередной нелегальной поставке сигарет, вместе с сотрудниками службы БЭП ночью отправились на берег водоема. Нам посчастливилось задержать нескольких соотечественников, причастных к незаконной сделке, а вот их литовским подельникам удалось скрыться. Примечательно, что они приплыли к месту встречи в костюмах для подводной охоты. Чтобы задержать иностранцев, одному из оперативников пришлось прыгнуть в воду, но схватить их не получилось - в руках остались только ласты… Впрочем, позже по нашей информации контрабандистов изобличили литовские пограничники.
Надёжный заслон.
Формы и методы защиты приграничной территории от незаконных действий постоянно совершенствуются. Обнаружить запрещенный товар специалистам ГПК помогают и служебные собаки. Активно привлекаются спаниели и лабрадоры, для розыска нарушителей государственных рубежей, как правило, по запаховым следам - бельгийские овчарки. На рубеже с Польшей граница охраняется погранзаставами, на литовском участке - пограничными постами. Для предотвращения противоправных деяний установлены сигнализационные комплексы, а также интегрированные системы охраны и видеонаблюдения, оборудованные датчиками движения (мобильными и стационарными), емкостно-индуктивными приборами, видеокамерами и пр., позволяющими в автоматическом режиме фиксировать приближение человека. Аналогичными приборами оборудованы и пункты пропуска.
В местах пролегания туристических маршрутов сотрудники Гродненской погрангруппы несут службу на лошадях. На обслуживаемой ими территории также находится сезонный речной пункт пропуска, где есть специальный причал для туристов. Для борьбы с перевозкой контрабанды расположенные в приграничной зоне водоемы постоянно патрулируют на катерах. При необходимости для осуществления контроля используется вертолет.
Всё это свидетельствует о том, насколько глубоко заблуждаются люди, считающие поставку контрабанды легким и прибыльным бизнесом. Риск в любой момент быть задержанным и понести суровое наказание гораздо более реален, нежели призрачные надежды на обогащение. Как говорится, граница на замке. И ключ от него - в надежных руках.
Автор: Вероника ГЕРЕГА-ФИЛИПОВИЧ.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ