Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


Две службы на границе

  10.01.2014      603 Источник: СБ-Беларусь Сегодня

Для пунктов пропуска нашей государственной границы на всех ее участках новый год начался с перемен. 1 января приведены в действие еще несколько механизмов, призванных ускорить и упростить движение между странами, что предусмотрено концепцией «две службы на границе».

К внедрению этой концепции в Беларуси приступили три года назад. Основная суть перемен: на фоне растущих автомобильных, пассажирских и товарных потоков сделать более скоростным прохождение контрольных процедур через пункты пропуска. А для этого свести к разумному минимуму количество контрольных служб, работающих на границе. Другими словами, оставить только главные — пограничную и таможенную, передав под их начало все необходимые операции. Концепция реализуется поэтапно. С нынешнего 1 января, например, транспортный и санитарно–карантинный контроль теперь в полном ведении таможенников и пограничников.

Как оно на деле, выясняю в пункте пропуска «Новая Гута» на белорусско–украинском участке границы. Первые дни, судя по всему, здесь выдались неспешными и спокойными. Чуть больше десятка легковых автомобилей. Грузовых перевозчиков и вовсе по пальцам пересчитать. Начальник Кравцовского таможенного поста Игорь Гринько, однако, корректирует впечатления:

— Это традиционная картина начала января. Как известно, в России и Украине длительные рождественские каникулы. А вот с 15 января грузопоток вернется в привычное русло.

К привычному руслу здесь готовы, как, впрочем, и на остальных постах. На рабочих местах транспортного контроля «Новой Гуты», где до нового года действовала транспортная инспекция, теперь встречают сотрудники таможни. Охотно рассказывают о первых буднях в новом формате:

— Грузовых машин пока немного. Например, за эти сутки около 40. По линии транспортного контроля у нас они проходят проверку необходимых документов. Кроме того, на въезде в Беларусь еще и весогабаритный контроль. Видите под навесом металлические пластины на дорожном покрытии? Это и есть весы. Информацию о грузе считывают датчики... Собственно, для перевозчиков ничего нового. Это для нас новое направление.

За кажущейся простотой транспортного контроля на самом деле скрывается около десятка узких функций: проверка разрешений, путевых листов, страховых полисов, регистрация иностранных перевозчиков, взвешивание транспорта для определения нагрузки на ось, измерение габаритов... Поэтому теорию и практику нового направления на таможне осваивали задолго до 1 января 2014 года. Начальник таможенного поста Игорь Гринько посвящает в подробности:

— В целом проделана огромная работа. Прежде всего централизованно внедрено новое программное обеспечение, позволяющее свести воедино и оптимизировать потоки информации. Кроме того, обучение прошел и весь личный состав. Например, каждый работник Кравцовского таможенного поста может быть задействован на участке транспортного контроля. К слову, до 15 января круглосуточную консультативную поддержку нам оказывает и транспортная инспекция.

На правах консультанта в пунктах пропуска теперь и санитарная служба. Ее миссия санитарно–карантинного контроля тоже перешла под другое начало. Таможенники проверяют документы на продукцию по заданным санитарно–эпидемиологическим требованиям. За пограничниками же — визуальный осмотр людей и опрос о состоянии здоровья. Отныне они вглядываются в лица не только для того, чтобы сверить фото паспорта с реальностью, но и рассмотреть признаки лихорадки, температуры и прочих симптомов плохого самочувствия. Как проявляются опасные инфекционные заболевания, здесь этому обучали. Со стороны наблюдаю за работой пограничников при проверке документов. Сотрудник, помимо прочего, интересуется у российского водителя:

— Как себя чувствуете? Нет жалоб на здоровье?

У того явно все в порядке. Широко улыбается, когда разрешают продолжить путь. К слову, пока серьезных вопросов по здоровью здесь не возникало. Если будут — пограничники знают, как действовать.

Принцип «две службы на границе» понятен. А вот кому и насколько будет хорошо от перемен, этот вопрос интересует особо. Расчеты эффективности, к слову, уже есть. Вместо прежних 40 минут контрольных операций у грузоперевозчика на тот же объем процедур теперь уходит не больше получаса. В целом нахождение транспорта в зоне таможенного контроля сокращается на 20 — 30 процентов. Оценить эти цифры по силам любому водителю, который за рулем находится сутками и каждую минуту простоя переводит на нервы и рубли.

Впрочем, и это еще не все перемены, уточняют специалисты. Как ожидается, концепция «две службы на границе» в своем окончательном варианте оформится к 2015 году, и тогда можно будет полностью взвесить все ее плюсы.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ