Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


За дороги платят иностранцы и коммерческий транспорт. Легковушки на очереди?

  06.10.2015      1926 Источник: Автомалиновка

Два года назад, когда электронная система оплаты дорог BelToll заработала на территории Беларуси, достоянием общества становились невеселые истории с участием белорусов и зарубежных гостей, которые сочли ее не самой удобной для рядового водителя. Но это не совсем так, говорят представители компании-оператора, - там, где необходимо платить, как правило, не обойтись без жалоб и спорных моментов.

Возникают ли сегодня трудности в системе «БелТолл», каковы масштабы нарушений в области оплаты проезда белорусских дорог и с какими заблуждениями приходится иметь дело по сей день, нам рассказал менеджер по маркетингу и связям с общественностью ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Сергей Бурый.

Есть элемент принуждения - жалобы и претензии тоже будут

На сегодняшний день количество ошибочных транзакций в системе «БелТолл» при проезде пользователями станций сбора оплаты и станций контроля за сбором оплаты составляет всего от 0,1-0,2% по сравнению с успешными. И этот показатель – в пределах нормативов, установленных инвестиционным договором. Значительный и естественный всплеск нарушений наблюдался в первые месяцы работы BelToll , а в настоящее время встречается в начальные периоды эксплуатации новых платных участков дорог.

Равно как и редки случаи нарушений по причине неисправности бортового устройства. Даже если водителю выдали неисправную «коробочку», он узнает об этом сразу же, во время проезда через первую рамку, после чего ему следует обратиться в пункт обслуживания. Если бортовое устройство под рамкой исправно запищало, но списания денег со счета не произошло по вине системы BelToll, то нарушение будет отменено.

Важно помнить: если нарушение по какой-либо причине сформировано и пользователь произвёл оплату за проезд в увеличенном размере (в народе продолжают называть эту оплату «штрафом»), то вернуть средства пользователь может только через подачу претензии. Поданная претензия рассматривается самым тщательным образом, с запросом всех данных из центра обработки данных системы и предоставлением этих данных пользователю при рассмотрении каждого случая.

Другой вопрос – кто и как нарушает правила оплаты проезда, причем сознательно и постоянно. Разумеется, водители не раз пытались пойти наперекор платной системе, однако попытки посоревноваться с ней всегда терпели фиаско. «О конкретных способах перехитрить систему говорить, наверное, не стоит, дабы не приумножать число водителей, которым захочется проехать «зайцем». Как показывает двухлетний период эксплуатации «БелТолл», чаще всего у нарушителей отсутствовало бортовое устройство, либо оно было неправильно установлено, либо несвоевременно пополнялся баланс. Если говорить о странах-нарушителях, то здесь лидируют украинцы – так, например, их доля в общем объеме нарушений для транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонн составляет практически 40%», - говорит Сергей Бурый.

Кроме того, за нарушение правил проезда по платным дорогам предусмотрена оплата в увеличенном размере, что не является административным правонарушением согласно сегодняшним нормам законодательства. «И здесь уместна аналогия со счетчиками воды и газа – их можно не ставить, но тогда придется платить по увеличенному тарифу. То же самое и в системе платных дорог», - объясняет Сергей Бурый.

Автомобилистам грех жаловаться - информации предостаточно

По словам представителей компании-оператора «БелТолл», автомобилистам грех жаловаться на недостаток информации, будь то вопросы, где начинается и заканчивается платный участок дороги или как за него платить. «В зоне таможенного контроля на автомобильных пунктах пропуска через границу Беларуси стоят специальные информационные стенды с печатной продукцией – водители могут взять с собой карманные карты и список пунктов обслуживания, а сразу после пересечения границы установлены дорожные знаки, в том числе огромные, индивидуального проектирования, 3 на 6 метров, каких вы не найдёте в системах европейских стран. Кроме того, на некоторых пунктах пропуска имеются электронные табло с «бегущей строкой», где также круглосуточно демонстрируется информация о платных дорогах. Есть пункты, где информация, в дополнение к стендам, продублирована ещё и на официальных информационных стендах Государственного таможенного комитета. То есть нужно очень постараться, чтобы не узнать о платной дороге. Или не захотеть», - отмечает Сергей Бурый.

Тем не менее обвинение «А вы меня не предупредили, я не знал», адресованное представителям «БелТолл», все еще звучит как из уст недовольных иностранцев, пересекающих границу, так и самих белорусов. К примеру, вспоминается случай с гродненской учительницей, которая «наездила» по платным дорогам на 3800 евро. Поскольку в тот момент машина была на транзитных номерах страны не из списка стран-членов Таможенного союза, всякий раз, проезжая под арками станций контроля за сбором оплаты за проезд, молодая женщина формировала нарушения.

Что же, как показали последующие судебные разбирательства, белоруска не торопилась регистрировать автомобиль в ГАИ, а уповать на отсутствие информации отнюдь не самый лучший способ оправдать себя. Что касается скорости рассылки «писем счастья», то она лишь в первое время эксплуатации «БелТолл» была относительно низкой – теперь автомобилист узнает о правонарушении если чуть ли не в этот же день, то на следующий наверняка. К слову, нарушение формируется каждые два часа.

Новым иномаркам нельзя ездить по платным дорогам

В этом году ввели законодательное право, согласно которому автомобиль, купленный вне стран Таможенного союза, при наличии регистрационного (транзитного) номера совершенно без проблем может передвигаться по белорусским дорогам в течение 10 дней – до момента его регистрации. Однако если по прошествии этого времени водитель не регистрирует автомобиль и продолжает ездить по платным дорогам в надежде, что его никто не заметит, то он ошибается. Стоит заметить, что в августовском указе №349, освобождающем от оплаты, говорится об авто, приобретенных на территории стран Таможенного союза, но как обстоят дела с машинами, купленными у белорусских дилеров?

В случае приобретения автомобиля в отечественном автосалоне, норма предусматривает наличие временных регистрационных знаков, но таковых пока нет – разработка их форм пока еще ведется в МВД Беларуси и завершится через полгода. «Если автомобиль не имеет никаких регистрационных номерных знаков, он не может передвигаться, не нарушая законодательство, как по платным дорогам, так и по любым другим. Тем более без регистрационного номера водитель не сможет получить устройство электронной оплаты. Пока временные регистрационные знаки находятся на этапе разработки, владельцам «свежекупленных» авто ничего не остается, как воздержаться от подобных поездок либо доставлять его до места регистрации в случае использования платных дорог только на лафете (автовозе)», - подчеркивает Сергей Бурый.

За дороги платят иностранцы и коммерческий транспорт

«Даже не планируется, чтобы автомобили, зарегистрированные в Таможенном союзе, с технически допустимой массой не более 3,5 тон платили за проезд по белорусским дорогам. Ведь логика всей системы платных дорог такова: платит только коммерческий транспорт и автомобили, который наносят дорогам наибольший ущерб, то есть с массой более 3,5 тонн, а также иностранцы. В отличие от пользователей транспортных средств, зарегистрированных на территории Таможенного союза (России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Казахстана), с технически допустимой массой не более 3,5 тонн, которые ездят по белорусским дорогам бесплатно. Недавно, Указом Президента Республики Беларусь от 10 августа 2015 года №349, к ним присоединились пользователи, использующие транспортные средства с технически допустимой общей массой не более 3,5тонн, зарегистрированные на территории Донецкой и Луганской областей Украины (освобождены с 1 июня 2014г.)», - рассказывает Сергей Бурый.

По мнению представителя компании-оператора, проводить параллели между системой платных дорог и транспортным налогом не совсем правильно. Ведь в основании системы «БелТолл» лежит совершенно иная парадигма: за асфальт платят водители «большегрузов» с технически допустимой массой более 3,5 тонн и коммерческий транспорт. В то время как транспортный налог предусматривает дополнительные поступления на развитие дорожного хозяйства в стране.

Каждый платный сегмент дороги имеет бесплатного «дублера». То есть законодательство предусматривает обязательное наличие альтернативных бесплатных дорог в том же направлении при отнесении автомагистралей к платным. Другое дело – никто не гарантирует вам, что, объезжая платные магистрали стороной, дорога будет в точности такая же по протяженности или удобству: она может быть длиннее или короче и совершенно другого качества.

"Амнистии" траснспортникам не будет

Интересно, что платить за проезд "под рамками" обязаны не только иностранцы и коммерческий транспорт, но и школьные автобусы, перевозящие детей, а также снегоуборочная техника, которая иногда сутками расчищает дороги от капризов стихии. Парадокс, но такова суровая белорусская реальность.

Комментирую ситуацию, Сергей Бурый отметил, что альтернативного решения ситуации пока нет. "Платить за дороги школьные автобусы должны, так как невозможно построить систему контроля таким образом, чтобы проверить, действительно ли водитель перевозит детей или работает в качестве трансфера на свадьбу." Что касается специализированной техники, то сотрудник BelToll сослался на Указ Президента под номером 426. "Там строго определены категории транспортных средств, которые освобождены от оплаты при проезде по платным белорусским дорогам. Никаких иных, сверх данного списка, льгот, каким-либо категориям, не предусмотрено. И это честно по отношению к хозяйствующим субъектам различной формы собственности," - добавил собеседник.

Экологические стандарты поблажек не дают

Разница тарифов в электронной системе сбора платы за проезд зависит от технически допустимой массы автомобиля и количества осей. Что касается иных критериев, то здесь возникают вопросы. «С одной стороны, экологически чистый вид транспорта должен получать привилегии. Но что делать автопарку из сельскохозяйственного предприятия, которых у нас сотни, и который уже 20 лет на дорогах? В белорусской системе электронного сбора платы за проезд изначально ни для кого не предполагалось никаких льгот в отличие от предыдущей системы со шлагбаумом. Если, к примеру, сделать скидки экотранспорту, то в отношении автопарка, не прошедшего экологические стандарты, будет действовать дискриминационный тариф», - рассуждает Сергей Бурый.Изменять тариф по экологическим или иным соображениям никто не собирается, не будь для этого экономической выгоды.

На заметку

Если автомобилист пересекает границу и путешествует по белорусским дорогам, ему следует:

- Заключить договор в ближайшем пункте обслуживания «БелТолл» (в настоящий момент их насчитывается 44, и они расположены вблизи платных дорог, чаще всего на АЗС);

- Получить бортовое устройство под залоговою стоимость, равную 20 евро для ТС с технически допустимой общей массой менее 3,5 тонн и 50 евро – более 3,5 тонн, а также пополнить баланс (При возврате устройства электронной оплаты сумма залога возвращается);

- Изучить инструкцию и правильно установить количество осей и само бортовое устройство на лобовом стекле автомобиля;

- Своевременно пополнять баланс и следить за сигналами устройства – в норме должен быть 1 сигнал. В противном случае следует незамедлительно позвонить на инфолинию либо обратиться в пункт обслуживания.

Там, где сейчас реконструируют и расширяют дороги - появится рамка

Если при прохождении под станцией оплаты и контроля проезда оборудование установит отсутствие устройства или недостаток денежных средств на балансе, информация поступает в центр обработки данных, а затем перенаправляется в Транспортную инспекцию. Белорусские водители, как правило, получают «письма счастья» по почте, а иностранцы могут быть задержаны сотрудниками Транспортной инспекции: их автомобили могут быть помещены на охраняемую стоянку до тех пор, пока водитель не внесет уплату в увеличенном размере. Кстати, нововведением этого года является так называемый «стационарный пункт контроля» Транспортной инспекции, где водитель также имеет возможность платить в увеличенном размере по актам нарушений.

В настоящий момент в системе BelToll зарегистрировано более 224 тысяч автомобилей, включая коммерческий и личный транспорт белорусских и зарубежных водителей. А протяженность платных дорог составляет 1189 км. Стоит отметить, что прежде чем перевести их в платный формат, дороги модернизируют до состояния первой категории. «Так что с большой долей вероятности можно сказать: там, где реконструируют и расширяют дороги, скорее всего, появится рамка», - говорит Сергей Бурый. Планируется, что в скором времени протяженность белорусских платных дорог увеличится до 1513 км.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ