Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


Проверено на себе: как журналисты проехали через границу на велосипеде

  13.10.2014      2125 Источник: Вечерний Гродно

Проверено на себе: как журналисты проехали через границу на велосипеде «Велосипед? Ерунда! На нем солярку не провезешь», — подшучивал над нами, потягивая сигарету, грузный мужчина через открытое окно «Пассата». «Зато зеленую карту покупать не надо», — отвечали мы, стоя в автомобильной очереди на польской стороне границы.

В первые дни октября горожане знали, что теоретически поехать в Польшу на велосипеде можно, только мало кто решался сделать это первым. Оказалось, поначалу визиту двухколесного транспорта слегка удивлялись как белорусы, так и поляки.

В контрольном талоне пишут: «вело»

«Мы вас пропустим, только не знаем, сможете ли вы проехать в Польшу. Вчера одного велосипедиста вернули обратно», — предупредили нас на въезде белорусские пограничники. Появлению велосипедистов они, скорее, удивились. В очереди стояло пять или шесть машин. Но нам не сказали становиться в хвост за авто и выдали контрольные талоны, в которых было написано: «вело».

Днем 2 октября на погранпереходе в Брузгах царил непривычный покой — в очереди стояли только машины, поэтому документы у нас проверили очень быстро. Примерно 5 минут, и мы уже парковались возле Duty Free. Сотрудница одного из них пожаловалась, что с исчезновением пешеходов количество клиентов сильно сократилось.

Как подтверждение, в одном из магазинов беспошлинной торговли проходила акция — купи товара на 25 евро и выиграй брелок или скидку на купленный товар. Но покупатели на предложение реагировали вяло — в основном покупали дешевый алкоголь. Подъехал туристический автобус. «Возьму на тебя спиртное, а ты на меня можешь сигареты», — деловито обсуждали у кассы выгодный взаимообмен две пассажирки. Их лица показались нам знакомыми — возможно, раньше встречались на пешеходном коридоре.

Два велосипеда на стоянке вызвали у посетителей границы неподдельный интерес. «Разве так можно?» — интересовались они и начинали выпытывать подробности путешествия: «Вам раз в восемь суток или каждый день в Польшу ездить можно?»

Оказалось, что здесь у велосипедистов действительно есть преимущество. Если на машине можно пересечь границу, не декларируя при этом вывозимое из страны топливо, лишь раз в восемь суток, то велосипедистам солярку не провезти. Соответственно, границу можно пересекать и раз, и два раза в сутки. Что касается норм провоза алкоголя, то велосипедисты с 1 августа были приравнены к пешеходам.

Раз в сутки на двухколесном друге можно провозить в Беларусь лишь пол-литра любого спиртного, а на машине — целый литр. В остальном и велосипедисты, и пассажиры машин имеют одинаковые права. По три литра алкоголя — раз в 8 суток, а если через день и реже — не больше литра на человека.

Каким должен быть велосипед?

«У вас велосипеды крутые. А у меня на даче старый, еще дедушкин, стоит. Если на нем приеду, пустят?» — рассуждала вслух женщина лет пятидесяти. Некоторые подходили и просили номер телефона, чтобы в случае чего перед велопоездкой в страну-соседку проконсультироваться.

Как выяснилось позже, до нас на двух колесах проехал в Польшу лишь один человек. Какими должны быть велосипеды, мы тоже не знали. На всякий случай почитали польские ПДД, а для надежности взяли в прокате новые горные велосипеды, у которых были и фары, и катофоты, и звонки на руле. Прихватили с собой и светоотражающие жилеты.

Как пояснила пресс-секретарь Подлясского отдела пограничной службы Катажина Зданович, единственное требование польской стороны — чтобы велосипед был технически исправным, мог ехать и везти своего водителя, чтобы работали тормоза, не были спущены колеса. Никаких ограничений по «возрасту», внешнему виду нет. Пограничная служба рекомендует велосипедистам, пересекающим границу в темное время суток, надевать светоотражающие жилеты или иметь на одежде фликеры. Во всем остальном — просто выполнять ПДД Польши.

Согласно действующему законодательству, в Польше велосипедисты не обязаны ездить в шлемах. Зато на велосипеде, как и на других транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, должны быть установлены сигнальные огни. Спереди — по меньшей мере одна непрерывно светящаяся или мигающая фара белого или желтого света, сзади — минимум один красный катафот и одна красная непрерывно светящаяся или мигающая фара. Все фонари должны быть видны с расстояния 150 метров. Однако есть оговорка: необязательно устанавливать фонари, если велосипедист собирается ездить только в светлое время суток.

На спицах колес и педалях велосипеда должны быть установлены желтые катафоты, минимум по одному на колесо. Нельзя перемещаться на велосипеде в сильный туман или гололед.

Очередь колеса не считает

«Не важно, сколько колес — два или четыре», — поняли мы на польской части границы, где нам предложили стать в хвост автомобильной колонны, которая медленно двигалась в сторону паспортного контроля. Решили схитрить и заняли две очереди, чтобы в случае чего пройти в ту, которая движется быстрее. Ждать пришлось около часа. Польские пограничники просили водителей машин открывать багажник, показывать огнетушитель и аптечку. А с нами лишь поздоровались, но велосипеды осматривать не стали.

В какой-то момент показалось, что правая колонна движется быстрее, но попытка журналиста перейти в соседнюю очередь закончилась неудачей. «Пану нужно стать там, где стоял. Каждый придерживается своего ряда», — строго сказала сотрудница, которая оформляла документы. В итоге мы подошли к окошкам практически одновременно. На радостях заключили пари: нам поставят штампы в паспорте о въезде в страну в два или в три раза быстрее, чем пассажирам машин. Но не тут-то было.

«Пани должна подождать, я не знаю, как вас оформить», — сказала в приоткрытое окошка миловидная блондинка и достала бутерброд. Ее коллега, которая работала у второго окошка, спросила: «Может, у пана есть документы на велосипед? Как оформить ваш транспорт?» Но какой документ — чек о покупке велосипеда, техпаспорт или бумажку из проката, она не знала. Ждать пришлось минут 10. Бутерброд был съеден, а водители из очереди стали выглядывать из окон, нервно постукивая пальцами по рулю. В какой-то момент мы пожалели, что не приняли предложение одного из владельцев авто, который предлагал кинуть наши велики в багажник и ехать пассажирами. Но после длительных консультаций девушки нас все-таки оформили и напоследок сказали: «Повезло!»

Для Евгения таможенный осмотр оказался формальностью. А вот Инну решили досмотреть с пристрастием. То ли в шутку, то ли всерьез сотрудник таможни, мужчина почти двухметрового роста, поднял велосипед в воздух и вертел его в руках, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А потом отправил журналистку на личный досмотр, чтобы проверить, не везет ли она контрабандные сигареты. После этого мы наконец покатили в Кузницу.

Что говорят польские пограничники?

Как пояснила Катажина Зданович, до 1 октября велосипедисты пересекали границу пешком по пешеходному каналу. Но теперь он закрыт, поэтому велосипеды приравняли к машинам. В принципе, велосипедист может договориться с водителями и, если те согласятся его пропустить вперед, сумеет тогда подъехать к окошку раньше. По словам собеседницы, чтобы без проблем пересечь польскую границу на двухколесном транспорте, должен быть в порядке стандартный набор документов, который требовался и от пешеходов. Справка или техпаспорт на велосипед не нужны. Можно пересекать границу на собственном велосипеде, одолжить его у друга или взять в прокате. Главное, чтобы ворованным не оказался.

Обратный путь

Дорога в Польшу и обратно вместе с походом в магазин и поездкой на «поле чудес» заняла от силы три часа. В Кузнице не пришлось стоять в очереди, которая растянулась на несколько сот метров от шлагбаума. На польской стороне велосипедистам рекомендуется подъезжать к шлагбауму и двигаться вместе с машинами по сигналу пограничника. Дальше — снова в автомобильную очередь на паспортный контроль.

В тему

А как в Литве?

В пункте пропуска «Привалка — Райгардас» литовская сторона готова принимать и велосипедистов, и пешеходов (если их пропустят из Беларуси). По словам начальника таможенного поста «Райгардас» Гедрюса Смалюкаса, интенсивность велосипедного движения на этом участке невысокая, поэтому специального коридора для них нет. В случае, если человек решит пересечь границу на велосипеде, ему необходимо двигаться по пешеходным дорожкам и по тротуару, которые раньше использовали пешие.

Правила дорожного движения и требования к оснащению велосипеда — такие же, как и в Польше. Особенности касаются перемещений ночью. При движении в темное время суток вне населенных пунктов водитель велосипеда обязан надеть светоотражающий жилет. К тому же велосипедисты и пассажиры велосипедов до 18 лет обязаны быть в шлемах, а лицам старше 18 лет наличие шлема рекомендуется.

Ехать по проезжей части дороги на велосипеде разрешается лицам не младше 14 лет, а тем, кто прослушал учебный курс и имеет удостоверение, — с 12 лет. Под присмотром взрослых ехать по проезжей части дороги разрешается лицам не младше 8 лет, но в жилой зоне возраст велосипедистов не ограничивается.

Справка «ВГ»

ПДД для велосипедистов в Европе похожи на белорусские. Двигаться нужно по велосипедным дорожкам либо по правому краю проезжей части. Запрещено ехать по тротуарам. При пересечении пешеходного перехода велосипедисту необходимо слезть и переходить дорогу пешком. Запрещено держать в руках мобильный телефон и разговаривать по нему, а также управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, если алкотестер покажет до 0,2 промилле, то водитель считается трезвым.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ