Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Информационный портал


Ответ на обращения в Госпогранкомитет по вопросу правовых оснований действий сотрудников органов пограничной службы в отношении граждан Судаленко Л.Л. и Полякова В.П.

  10.11.2015   2457

Уважаемые граждане!

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» настоящий ответ в связи с массовым характером обращений размещается на официальном портале Госпогранкомитета без направления ответов заявителям.

В пределах компетенции Госпогранкомитета информируем о следующем.

В соответствии с абзацем одиннадцатым части первой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2008 года «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» осуществление пропуска через Государственную границу граждан является обязанностью органов пограничной службы.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Закон о Государственной границе) пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров заключается в признании законности пересечения ими Государственной границы и включает в себя осуществление пограничного и таможенного контроля.

В соответствии со статьей 27 Закона о Государственной границе пограничный контроль включает в себя проверку документов, устный опрос, осмотр или досмотр транспортных средств.

При этом граждане в соответствии со статьей 43 Закона о Государственной границе обязаны иметь документы, необходимые для пересечения Государственной границы, и предъявлять их для проверки, давать устные и письменные объяснения, предъявлять к осмотру или досмотру перемещаемые через границу товары. Кроме того, физическим лицам, пересекающим Государственную границу, запрещается совершать действия, препятствующие осуществлению пограничного и иных видов контроля.

Таким образом, пограничный контроль осуществляется в отношении всех лиц, пересекающих Государственную границу независимо от их гражданства, национальности, количества пересечений Государственной границы и характера трудовой деятельности.

Досмотр является составной частью пограничного (таможенного) контроля. Законодательство не ограничивает периодичность и частоту проведения досмотров.

Соответственно, попытки политизировать досмотры в рамках пограничного или таможенного контроля, увязать их проведение со спецификой профессиональной или общественной деятельности отдельных категорий граждан в большей степени представляются формами оказания давления на должностных лиц в пунктах пропуска и стремления присвоить вымышленное право иммунитета без всяких на то юридических оснований.

Досмотр предполагает определенные неудобства, но он применяется на всех границах мира. При пропуске через границу его проходят сотни тысяч белорусских и иностранных граждан, и они это воспринимают, как стандартную часть процесса пересечения границы.

В свою очередь, Госпогранкомитет и другие государственные органы в пределах компетенции предпринимают ряд мер по упрощению процедур оформления на границе и созданию более благоприятных условий для граждан. В настоящее время в пунктах пропуска внедрен принцип «две службы на границе» (пограничная и таможенная), что позволило исключить необходимость дополнительного обращения в иные инстанции при пересечении границы.

Одновременно, в целях повышения уровня прозрачности и комфортности пересечения границы в белорусских пунктах пропуска внедряются технологии электронного бронирования (электронная очередь) и управления транспортными потоками. Также начата подготовка перед пунктами пропуска сервисных зон для граждан и транспорта, следующих через границу.    

Относительно правовых гарантий граждан при пересечении государственной границы, а также мер ответственности, применяемых к должностным лицам органов пограничной службы, которые совершают действия, приводимые к нарушению прав и свобод граждан, законодательство Республики Беларусь предусматривает следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» государство гарантирует уважение и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан при осуществлении органами пограничной службы своей деятельности. Граждане, считающие, что действия (бездействие) органов пограничной службы (их сотрудников) привели к ущемлению их прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Кроме того, полученные в процессе деятельности органов пограничной службы сведения о личной жизни граждан, затрагивающие их честь, достоинство или деловую репутацию либо способные нанести вред их законным интересам, не могут быть переданы органами пограничной службы (их сотрудниками) кому бы то ни было без согласия этих граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

В случае обращения заявителя за получением информации о личной жизни другого гражданина, ему необходимо подтвердить законные полномочия на получение таких сведений.

Именно отсутствие в поступивших обращениях подтверждения законных полномочий не позволяет Госпогранкомитету передать заявителям, как третьим лицам, информацию об обстоятельствах осуществления пограничного контроля в отношении граждан Республики Беларусь Судаленко Л.Л. и Полякова В.П.

Вместе с тем, указанные граждане уже были лично информированы Госпогранкомитетом о том, что сотрудники органов пограничной службы действовали в отношении них в рамках законодательства Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, в качестве дополнительных гарантий защиты предусмотрено, что в случае нарушения прав, свобод и законных интересов при пересечении Государственной границы граждане имеют право сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений, имеющейся в каждом пункте пропуска, обратиться на круглосуточный «телефон доверия» Службы собственной безопасности Госпогранкомитета +375 17 265-90-08, телефон «горячей линии» Госпогранкомитета +375 17 216-26-12, подать электронное обращение в специальной рубрике на официальном портале Госпогранкомитета.

Согласно статье 25 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие органов пограничной службы, совершившие правонарушения, в зависимости от их характера и тяжести привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с законодательными актами.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» обратившиеся граждане, в случае несогласия с настоящим ответом, вправе обжаловать его в суд в порядке, установленном законодательством.

С уважением,

Председатель Государственного
пограничного комитета Республики Беларусь                         Л.С.Мальцев    

              


 
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ